После того как бог Неба создал землю и людей, он решил дать им рис и хлопок, чтобы на земле было достаточно пищи и люди имели одежду. Он созвал всех животных и попросил их сказать, что они думают по этому поводу. Звери подняли страшный шум: они спорили, горячились, перебивали друг друга. Наконец, однако, выяснилось, что одни поддерживали мнение Слона, а другие Ящерицы.

Слон предложил создать такой рис, колосья которого были бы так же велики и толсты, как его слоновый хвост. Ящерица же настаивала, чтобы колосья риса походили на ее хвост.

О том, каким должен быть хлопок, также мнения разделились, одни были согласны со Слоном, другие с Ящерицей.

Слон с яростью настаивал, чтобы хлопок сделали по форме и размерам похожим на его голову, а Ящерица требовала, чтобы ему придали форму и размеры ее головы.

На стороне Слона были Тигр, Медведь, Леопард и другие крупные животные. А на стороне Ящерицы была всякая мелкая тварь: Кролики, Муравьи, Мыши, Кошки.

Ящерица на рисовом поле, рисунок картинка иллюстрация

Слон трубил:
— Чтобы еды и одежды было вдоволь, нужно сделать и рис и хлопок большими. На высоких и толстых стеблях его должны созревать огромные зерна риса и большие коробочки хлопка…

— Но это совсем неудобно! — пищала, защищаясь, Ящерица. — Ведь на земле гораздо больше мелких животных, и им не дотянуться до огромных рисовых колосьев и хлопковых стеблей, которые предлагает Слон… Если Слону понадобится поесть и одеться, то пусть он нарвет их побольше.

Долго продолжался спор. Наконец бог подал знак, и шум прекратился. После этого он объявил, что решил последовать совету Ящерицы и сделать рис и хлопок небольших размеров.

Видя, что бог стал на сторону Ящерицы, Слон сразу проникся к ней и ко всем, кто ее защищал, уважением. С тех пор Слон никогда не трогает муравьев, ящериц и других мелких зверюшек и насекомых.

Сказки и легенды Вьетнама. Государственное изд-во художественной литературы. Москва, 1958