Ацтеки были уверены, что бабочки - это души погибших храбрых воинов.
Бирманцы полагали, что бабочки - души не мертвых, а живых спящих людей, покидающие бренные тела лишь на время для того, чтобы отдохнуть от мирской суеты. Человек просыпается только в тот момент, когда бабочка-душа возвращается к нему, поэтому будить спящего у бирманцев строго настрого запрещалось: если душа не успеет вернуться в тело, то внезапно разбуженный человек непременно умрет.
На Руси существовало поверье, что души умерших перевоплощаются в ночных мотыльков. В течение 40 дней они, словно прощаясь, кружат неподалеку от родного дома, а по истечении этого срока возносятся на небо. В некоторых районах России мотыльков и поныне продолжают называть «душками».
Сельские жители туманного Альбиона гадали о собственной судьбе на ближайший год по первой встреченной в сезоне бабочке: белые крылья насекомого пророчили им светлую и радостную жизнь; золотистые - богатство; коричневые - болезнь, бедность и голод; а черные траурные крылья предвещали близкую кончину.
В эпоху Средневековья недобрым знаком считалось увидеть трех бабочек вместе, еще худшим - встретить дневную бабочку ночью.
В Средневековье сиреневого бражника в народе окрестили «Мертвой головой», и встреча с ней сулила неминуемую скорую смерть.
Бабочка, помещенная на герб, символизирует ветреность и непостоянство, а также является символом победы над врагом с указанными недостатками. А куколка бабочки, согласно тем же источникам, обозначает бессмертие.
В японской мифологии душа представлялась в виде бабочки. И если еще при жизни душа выходила из тела человека или же шла в свой последний путь, то эти странствия изображались в виде порханий бабочки.
В Азии бабочкам поклонялись как прародительницам мира, а к одной из них Будда обратил свою последнюю проповедь.
Самки и самцы тутового шелкопряда (Bombyx mori) пахнут мускусом. Предполагают, что его запах, привлекая половых партнеров, одновременно отпугивает врагов бабочки.