Воздействия поводьями:

1. оба повода одновременно или один из них отдаются, для этого кисти рук поворачиваются соответствующим образом.

2. набор поводьев с обеих или только с одной стороны в то время, как их чуть-чуть натягивают. При этом ни в коем случае нельзя двигать всей рукой и тянуть поводья, потому что лошадь сильней и в перетягивании всегда выйдет победителем.

3. поводья удерживаются пассивно, кисти рук остаются на месте.

Если же всадник попытается управлять только поводьями:

1. при отдаче поводьев возникнет ошибка, заключающаяся в их провисании. Допускать такое нельзя, но препятствовать этому могут только посылы.

Другие способы разбора поводьев

2. при наборе поводьев тоже возникнет ошибка, когда всадник тянет их на себя. Делать этого тоже нельзя, а препятствовать этому могут также только посылы.

3. при пассивном ведении ничего не произойдет. Именно пассивное ведение самое трудное и важное, когда всадник воздействует одним или двумя поводьями, напряжением мышц пояснично-крестцового отдела или шенкелями.

Поэтому ведению поводьями можно научиться только на лошади, которая одновременно реагирует на все воздействия.

а) Двустороннему воздействию поводьями, т. е. одновременному отпусканию, набиранию или выдерживанию, учатся при начале движения с места, переходе на рысь и остановках. Самое же трудное - осаживать лошадь назад, и худшая ошибка при этом - натягивание поводьев.

б) Односторонним воздействием поводьев, то есть различным воздействием правым и левым поводом (один набирается, другой бездействует; или один бездействует, а другой набирается), можно лучше всего научиться, делая поворот лошади на месте на передних и задних конечностях. Эти уроки, и прежде всего поворот на задних ногах, при обучении всадника верховой езде имеют решающее значение не потому, что он учится делать поворот лошади на задних ногах, а потому, что при этом совершенствуется его умение, выясняется, в какой последовательности проводятся различные воздействия на лошадь и как эта взаимосвязь достигается.

Односторонние воздействия поводьями необходимы при езде с приниманием, при любом повороте и на галопе. Если начинающий всадник хочет научиться правильно управлять лошадью, то сначала ему надо разобраться в последствиях своих воздействий.

Воздействие поводьями зависит от типа уздечки и разбора поводьев.

Разбору поводьев по принципу 2:2 научиться легче всего. Поводья при этом должны быть разобраны так, чтобы всадник мог действовать сначала трензельным и только во вторую очередь мундштучным. Такой разбор имеет то преимущество, что при перестановке лошади всаднику нет нужды вновь разбирать поводья, чтобы внешний повод мундштука не запутался.

Такой принцип разбора поводьев также целесообразен на занятиях по выездке и на конкурах, когда всадник, не теряя поводьев, может отпустить их.

Бега скачки лошадей, фото фотография

Разбор поводьев по принципу 3:1 требует от всадника лучшего навыка управления лошадью и, естественно, значительно большего срока обучения и тренировки. А так как левую руку при этом разборе поводьев всадник держит перед собой на уровне груди, правая же вынесена наружу, то посадка всадника будет несимметрична. Если же руки держать симметрично перед грудью, то мундштук будет расположен криво. А это приводит к бесчисленным ошибкам.

Разбор поводьев по принципу 3:1 дает возможность более тонко воздействовать поводьями, поскольку всадник в этом случае настраивается воздействовать поводьями главным образом левой рукой. Левая рука, как правило, слабее правой, и управление только левой рукой идет с меньшим применением силы, а следовательно, требует и большей чуткости. Не труден и переход к управлению одной рукой. Разбор поводьев по методу Филлиса дает еще большее преимущество, потому что еще более разнятся действия трензеля и мундштука.

Контакт всадника с лошадью

Тот, кто привык к разбору поводьев по принципу 3:1, будет испытывать затруднения при попытке освоить метод Филлиса, поскольку движения кистей рук при этом должны быть совсем иными и соответствовать другому положению трензеля и мундштука. Малейший поворот кисти приводит к сильному воздействию мундштука. Если же всадник привык к одному из названных принципов разбора поводьев, то переход на метод Филлиса приведет к тому, что кисти его рук будут слишком сильно воздействовать на повод. На соревнованиях по выездке в настоящее время поводья разбирают в основном по принципу 2:2.

Начинающих всадников надо прежде всего учить управлять трензельным поводом и только после приобретения определенного навыка переходить к управлению мундштучным :

а) управлять трензельным поводом легче, поскольку этот разбор поводьев проще, а следовательно, и понятней;

б) использование мундштучного повода имеет то преимущество, что лошади в большинстве случаев более послушны (как будто они привязаны), идут ровнее и поэтому меньше подбрасывают.