Щенки большинства пород в возрасте с 1,5 до 3 месяцев по внешним проявлениям очень сходны - они игривы, ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает исследовательская активность, Именно в этот период жизни они легко обучаются положительным навыкам, связанным с какой-либо деятельностью.

В то же время у них трудно выработать тормозные реакции. Поэтому после приучения к кличке начиная с 1,5-2-месячного возраста можно приучать щенка к таким командам, как «Гуляй», «Ко мне», «Место». К 2,5-3 месяцам следует переходить к командам-торможениям: «Лежать», «Сидеть». В эти же сроки в тренировку можно включать и запрещающую команду «Фу». Такая последовательность тренировки основана на гетерохронном, неодновременном морфологическом и функциональном созревании возбуждающих и тормозных систем мозга растущего щенка. Если начинать тренировку с выполнения определенных команд раньше, чем нервная система окажется достаточно зрелой для их реализации, то эффект окажется обратным - будет потрачено много усилий, а результата никакого, или, что еще хуже, вследствие трудности задачи может наступить срыв незрелой нервной системы. Такой срыв выражается в том, что в одних случаях у щенят наступает охранительное торможение и они просто-напросто засыпают во время обучения, в других - лают, скулят, отказываются работать. В обоих случаях следует прекратить тренировку, сделать перерыв в работе.

Бигль идет по следу, фото фотография собаки

Начиная с 3-4-месячного возраста наступает новый этан в развитии собаки. У щенков начинают проявляться черты пассивно-оборонительного поведения, с нарастанием которых происходит снижение интенсивности исследовательской деятельности. Следует подчеркнуть, что пассивно-оборонительное поведение в этом периоде развития существенно отличается от того, которое проявляется в возрасте от 15-25 до 40-45 дней жизни. У щенков младшего возраста пассивно-оборонительная реакция возникает в ответ на простые изолированные раздражения, адресованные к разным анализаторам; внезапном звуке, свете, прикосновении и т. п. Как уже говорилось выше, при нормальных условиях воспитания она скоропреходяща и быстро заменяется ОР, У щенят же старше 3-4 месяцев пассивно-оборонительная реакция проявляется не только на изолированные, но и на более сложные, комплексные раздражители: новую обстановку, новые предметы, новые лица, Для того чтобы реагировать на новую обстановку иначе, чем на старую, нервной системой щенка должна быть проведена большая работа по дифференцированию, различению сложных комплексов раздражителей. По данным нашей лаборатории, у щенков до 40-45 дней аналитико-синтетические способности еще не достаточны для такого дифференцирования. Они тонко не различают ни новые лица, ни новую обстановку, а поэтому, например, при появлении постороннего лица вместо отрицательной реакции проявляют положительную: подбегают к чужому человеку, обнюхивают его, прыгают, ласкаются и часто бегут следом. Так же активны они и в чужом доме, на другой тренировочной площадке и т. п.

Начиная с 3-4-месячного возраста аналитико-синтетические возможности щенят достаточно высоки, что обусловлено морфофункциональным созреванием головного мозга. Определенная степень зрелости структур мозга дает возможность отдифференцировать новый комплексный раздражитель, последствия которого не известны, от старого, уже знакомого и безопасного. Поэтому приблизительно с этого возраста новая обстановка, новые лица начинают вызывать пассивно-оборонительную реакцию.

Вторым отличием пассивно-оборонительной реакции 1-месячных и 3-4-месячных щенят является разница в скорости ее угасания - у младших на простые раздражители она не стойка, быстро угасает и замещается ориентировочной. У старших животных угасание ее на комплексные раздражители происходит значительно медленнее и требует соответствующих усилий со стороны владельца или тренера. Поэтому для погашения пассивно-оборонительной реакции в этом возрасте необходимо бережное и ласковое отношение к щенку и многократное повторение той ситуации, в которой она проявляется.

Следует заметить, что сроки появления пассивно-оборонительной реакции при одинаковых условиях воспитания у щенят одного помета могут варьировать в пределах от 2-2,5 до 3-4 месяцев, а иногда и до более старшего возраста, что отражает индивидуальные особенности животного. Эти сроки различны у собак разной породы. Поэтому при выборе и воспитании щенка для определенного рода деятельности следует учитывать не только возрастные особенности развития этой реакции, но также наследственно обусловленные свойства у представителей нервной системы разных пород животных. Возникновение пассивно-оборонительного рефлекса у 3-4-месячных щенят резко меняет поведение животного и определяет все последующие характеристики нервной деятельности, поскольку именно в этом возрасте формируются типологические особенности нервной системы. Поэтому от того как ведет себя владелец по отношению к своему питомцу именно щенячьего возраста, зависит, какой вырастет его собака.

Н. М. Вавилова, доктор биологических наук, В. Г. Кассиль, доктор медицинских наук, «Служебное собаководство, 1989»