Известно, что собаки, используемые для разных видов служебных работ, должны обладать определенными свойствами высшей нервной деятельности. Так, например, для поисково-спасательной службы более всего пригодны животные с хорошо развитым ориентировочным рефлексом (ОР) и слабо выраженным пассивно-оборонительным (ПОР). Подобные качества присущи некоторым породам (эрдельтерьеры, шотландские овчарки (колли), лайки), которые используются чаще всего для такого рода деятельности. Знание принципов развития этих свойств имеет большое значение для понимания формирования поведения растущего животного, а следовательно, и для предъявления соответствующих требований к щенку в каждый период его жизни.

В настоящей статье мы остановимся на современных научных сведениях о процессе формирования ориентировочно-исследовательского и пассивно-оборонительного поведения в ходе индивидуального развития собаки. Эти проявления высшей нервной деятельности играют существенную роль при выработке у щенка полезных навыков и последующей его дрессировке, облегчая или замедляя обучение.

Злая агрессивная собака, фото фотография собаки

ОР - одна из наиболее важных реакций, проявляющаяся у животных и человека при изменении окружающей среды. И. П. Павлов писал: Едва ли достаточно оценивается рефлекс, который можно было бы назвать исследовательским рефлексом, или, как я его называю, рефлекс «что такое?». Биологический смысл этого рефлекса огромен. Если бы у животного не было этой реакции, то жизнь его каждую минуту, можно сказать, висела бы на «волоске».

И. П. Павлов рассматривал ОР как активную двигательную реакцию животного на всякое колебание в окружающей обстановке, возникающую прежде всего на «новизну», изменения тех или иных условий среды и обеспечивающую наиболее полное восприятие этих изменений. Анализируя развитие ОР в ходе индивидуальной жизни, И.П.Павлов предлагал выделить в нем:
1. Первичный рефлекс биологической осторожности, выражающийся в торможении двигательной деятельности.
2. Собственно исследовательский рефлекс, когда животное направляется к источнику раздражения, чтобы лучше понять и оценить его.

Исследованиями последних двух десятилетий установлено, что ОР является неотъемлемой частью формирования условно-рефлекторных форм приспособительной деятельности. Возникновение ОР увеличивает объем восходящей активизации от ретикулярной (сетевидной) формации к вышележащим подкорковым и корковым структурам, в результате чего повышается уровень их возбудимости, что необходимо для замыкания временной связи, выработки соответствующего навыка. ОР является также важной составной частью аналитической деятельности, элементарные формы которой наблюдаются уже в первые дни жизни щенка.

В той или иной форме ориентировочный рефлекс проявляется у щенят сразу после рождения: участием в обеспечении простейшего анализа раздражений и реализации безусловных рефлексов. Сроки возникновения первоначальной примитивной формы ОР и перехода его в зрелое ориентировочно-исследовательское поведение зависят от степени морфологической, биохимической и функциональной зрелости соответствующего анализатора. По данным В. А. Трошихина (1952, 1953) и Г. М. Никитиной (1954), ОР у щенят возникает с первого дня жизни вначале на обонятельные, тактильные и вкусовые раздражения, воздействующие на филогенетически старые и функционально более зрелые к рождению анализаторы. Если к мордочке 1-2-дневного щенка поднести суконку, смазанную каким-либо пахучим веществом, он замирает, поворачивает мордочку, отворачивается или тянется к ней. Существенно, что на запаховые раздражения ОР щенка сразу отличается стойкостью и четко выраженным характером. На тактильные раздражения (прикосновение) реакция вначале несовершенна и отличается обобщенностью. Если, например, щенок двигается, то прикосновение к нему вызывает уменьшение общей двигательной активности, кратковременное прекращение скуления, неотчетливые повороты головы. При исходном спокойном состоянии тот же раздражитель вызывает усиление двигательной деятельности.

С 10-15-го дня такая обобщенная форма ОР сменяется отчетливым локальным движением - поворотом головы в сторону раздражителя и элементами его исследования. Вслед за обонятельным, вкусовым и тактильным анализаторами, которые в течение определенного времени после рождения еще продолжают свое развитие, происходит постепенное созревание и включение других органов чувств - слухового и зрительного, Эти анализаторы (десантные) воспринимают и обрабатывают отдаленные от щенка сигналы, благодаря чему расширяются и усложняются связи растущего щенка с окружающей средой. ОР, связанный с этими филогенетически более молодыми анализаторами, появляется в более поздние сроки. Так, реакция на звук в обобщенной форме, по данным В. А. Трошихина, выявляется у щенят с 4-6-дневного возраста, когда у щенка еще закрыты слуховые проходы.