Биологическое значение происходящей у щенков перестройки характера ориентировочной реакции огромно. Если в течение первых трех недель щенки находятся под опекой и надежной защитой матери, то к концу первого месяца жизни они начинают периодически покидать «гнездо», ареал их жизнедеятельности расширяется.

Однако осуществлению быстрых и правильных реакций на действие внешних раздражителей мешает несовершенство двигательной системы и ряда анализаторов, а также отсутствие достаточного запаса условно-рефлекторных ответов на изменения окружающей среды. Поэтому целесообразной является первичная пассивно-оборонительная реакция настороженности в ответ на новые многообразные раздражители, с которыми приходится сталкиваться щенку, покинувшему «гнездо». Эта реакция предохраняет щенка от контакта с раздражителями, которые могут оказаться болезнетворными и вредящими. Так, например, во время прогулок при внезапном гудке машины, свете фар, крике птицы, лае собаки щенок вздрагивает, прекращает игру или движение и прижимается к земле или ногам хозяина. И лишь через некоторое время, убедившись в безопасности обстановки, щенок продолжает движение. Владельцы щенков должны знать, что подобная реакция - норма поведения растущего питомца, а не отклонение от нее. В этом возрасте необходимо бережное, терпеливое отношение к щенку, а не окрики и дергание за поводок.

Стая легавых собак, фото фотография собаки

Дальнейшее развитие пассивно-оборонительного поведения в значительной мере зависит от условий воспитания молодняка. Если щенки развиваются в условиях свободного и достаточного общения с раздражителями окружающей среды, постоянно вступая в контакт с новыми предметами, лицами, животными, то этот рефлекс угасает. В случае же когда щенки с рождения содержатся в так называемых «тюремных» условиях воспитания (например, в клетках, из которых они не выпускаются), пассивно-оборонительный рефлекс прочно закрепляется и сохраняется до зрелого возраста. Это было наглядно продемонстрировано известными опытами С. Н. Выржиковского и Ф. П. Майорова (1933), в которых одна половина помета щенят воспитывалась в «тюремных» условиях, а другая в условиях свободного общения с внешней средой. Оказалось, что у заключенных собак в отличие от свободных и во взрослом состоянии сохраняется тип поведения, свойственный щенятам. Кроме того, у тюремных собак гораздо резче выражен пассивно-оборонительный рефлекс.

Начиная с 40-45-го дня ориентировочная реакция щенят приобретает более сложную ориентировочно-исследовательскую форму, заключавшуюся в комплексном исследовании окружающих источников раздражений при помощи разных анализаторов, как дистантных (слухового, зрительного, обонятельного), так и контактных (вкусового, кожно-температурного). В осуществлении этой реакции основная роль принадлежит двигательному анализатору, поскольку щенок начинает активно приближаться к источникам раздражений. И. П. Павлов считал, что и простая ориентировочная и более сложная исследовательская реакция являются разными формами проявления ориентировочно-исследовательского рефлекса с «что такое?». Следует заметить, что в естественных условиях для большинства видов животных знакомство с окружающей средой приносит несомненную пользу, облегчая выживание и размножение. Систематически исследуя свой участок, животные получают информацию о местонахождении пищевых и других ресурсов, потенциальных брачных партнеров и мест, где можно укрыться от хищников.

Наибольшей интенсивности исследовательский рефлекс достигает в период с 40-45-го дня до 3-4 месяцев. Некоторые авторы склонны считать, что этот возраст является критическим периодом для проявления исследовательского поведения. Ни до, ни после щенок не проявляет так много интереса к окружающим предметам, животным, лицам. Этот отрезок времени совпадает с началом критического периода социализации (Скотт, 1974), т. е. активного общения с собратьями, хозяином и привязанности к месту, Именно в эти сроки начинают формироваться связи щенка с другими особями и новым местом. Поэтому рекомендуется передавать щенков в другой дом, другому хозяину или помещать их в другую группу сородичей до наступления этого возрастного периода.

Активное общение с окружением, о чем мы говорили выше, становится возможным благодаря относительной зрелости воспринимающих и двигательных возможностей. В этот период жизни щенки не только подбегают к незнакомым предметам, они обнюхивают их, лижут, берут в рот и грызут все, что им попадается. В специальных опытах, когда щенкам разного возраста предоставлялась возможность контактировать с предметами разной сложности (мяч, зеркало, игрушечный щенок, заводная машинка и др.), было показано, что в период максимального развития исследовательской деятельности щенки предпочитают взаимодействие с более сложными предметами. Поэтому, как мы уже говорили в предыдущей статье (Клуб служебного собаководства, 1984), именно в это время необходимо предоставлять щенку возможность контактов как можно с большим числом предметов и ситуаций: в домашних условиях следует чаще менять предметы для игр, во время прогулок желательно изменять маршруты, давая возможность встреч с людьми, машинами, животными и т. д.