Вне зависимости от сложности условий обстановки, в которой проходит дрессировка, мы должны всегда добиваться от собаки быстрого и четкого выполнения навыка посадки сразу после первой команды. Однако в зависимости от характера этих условий степень усложнения границ выполняемого навыка (длительность выдержки в положении сидя, дальность ухода от собаки и т. д.), а также суммарное время работы с собакой, затрачиваемое на отработку навыка посадки, необходимо строго ограничивать.

В зависимости от характера условий, в которых проходит дрессировка, собака получает большую или меньшую нервно-психическую нагрузку, а работоспособность ее нервной системы не беспредельна, значит нагрузку необходимо дозировать. В результате проделанной работы мы должны добиться того, чтобы собака всегда, вне зависимости от внешних условий, четко и быстро выполняла навык посадки сразу после первой поданной нами команды, без применения как положительных (пищевых), так и отрицательных подкрепляющих воздействий. Только после этого поводок снимается и с собакой продолжают работать без него. Постепенно условное положительное подкрепляющее воздействие («Хорошо!») применяется все реже и реже, а потом и вовсе перестает подаваться.

Щенок веймарской легавой веймаранера, фото фотография собаки

Подведем итоги. Для того чтобы приведенная схема дрессировки была эффективной, необходимо строго придерживаться следующих общих принципов формирования навыков.
1. Создание доминирующей мотивации, на основе которой будет формироваться навык (пищевой, игровой, оборонительной и т. п.).
2. Максимальное обеднение дрессировочной обстановки на начальной стадии обучения.
3. Поддержание взаимного интереса между дрессировщиком и собакой. Необходимо, чтобы в процессе дрессировки каждая из сторон достигала своего программируемого результата, в этом случае взаимный интерес будет высок.
4. Взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой возможны лишь в том случае, если между ними есть своеобразный «языковой» контакт. При формировании каждого нового навыка этот «язык» (жестов, интонаций, команд и т. д.) обогащается новыми элементами.
5. Четкое определение границ формируемого навыка. Дрессировщик должен иметь ясное представление о том, что он подкрепляет, а собака - не менее четкое представление о том, какие ее действия подкрепляются. В результате взаимодействия дрессировщика и собаки должен всегда достигаться результат их деятельности на основе заинтересованности в работе.
6. Обязательно на всех этапах дрессировки собаки вводится санкционирование на отмену выполняемого навыка. Другими словами, выполнение команды должно всегда отменяться дрессировщиком (командой «Гуляй!» или какой-либо другой: например, «Лежать!» заменяется командой «Сидеть!»). Произвольного ухода собаки во время выполнения навыка не должно быть.
7. Дрессировка собаки осуществляется под постоянным контролем технических средств (поводка, длинной веревки, специальной цепочки, рогатки, радиоуправляемого электроошейника и тому подобное). С их помощью всегда можно исправлять поведение животного именно в тот момент, когда в этом есть необходимость.
8. Если в начале формирования и закрепления навыка требуется обедненная обстановка, то по мере его отработки и упрочения набор разнообразных ситуаций нужно максимально увеличивать.
9. В начале формирования навыка применяется стопроцентный режим подкрепления, а в дальнейшем подкрепляющие воздействия применяют по вероятностной схеме. В этом случае животное, выполняя команды, не знает, когда получит подкрепление, но точно знает, что непременно получит.
10. Автоматизация навыка достигается многократным его повторением под жестким контролем технических средств (поводок и т. д.). При этом используется вероятностная схема подкреплений. Постепенно вероятность положительных подкрепляющих воздействий за выполнение навыка снижается, а степень отрицательных (в случае невыполнения навыка), наоборот, возрастает. Все воздействия направлены на то, чтобы добиться быстрого, единообразного выполнения навыка сразу после первой команды. Воздействия направляющие, корректирующие и подкрепляющие подаются единообразно и быстро.

Итак, мы ответили на большую часть вопросов, касающихся теоретических основ обучения и дрессировки собак. О том, как стыкуется теория функциональных систем с практикой дрессировки, мы рассказали, изложив принципиальную схему формирования у собаки навыка посадки. Теперь вы знаете, как можно быстро и эффективно обучить собаку выполнять этот навык независимо от обстановки. Однако для того чтобы собака любила, уважала и слушалась вас, необходимо отработать и другие навыки общего курса дрессировки (общего послушания).

Использование в процессе обучения адекватных методов дрессировки позволит установить желательный тип лидерства, расширить круг взаимных интересов владельца и его собаки, улучшить взаимопонимание между ними. Дрессировка собаки необходима, значит, и для того, чтобы упростить управление ею, точно и своевременно определив социально-ролевые взаимоотношения людей и животного в семье.