В истории белый осел, как символ исключительности, служил верховым животным для вождей, царей и пророков; что же касается людей низшего звания, то они пользовались услугами обыкновенного серого осла.
Ослы существуют в диком и одомашненном состоянии.
В христианской иконографии осел, как эмблема смирения, принадлежит Христу, въезжающему на нем в Иерусалим, и Деве Марии в сцене «Бегство в Египет».
Ослы при ходьбе касаются земли только самыми кончиками пальцев.
В военном деле античных времен ослы применялись не только для транспортировки грузов. На вооружении армии Греции и Рима состояло грозное метательное орудие типа oнaгpa (дикий осел). Оно представляло собой большую деревянную раму с натянутым внутри канатом из нескольких пучков сухожилий. В этот пучок вставлялся рычаг с пращой на конце. Оттянутый вниз рычаг с силой выпрямлялся, и праща метала заложенный в нее камень. Дальность выстрела oнaгpa при массе камня 2 кг составляла 300-350 метров.
Осел способен унести на своей спине вьюк весом до 75% от массы своего тела, а запряженное в повозку с грузом, в 3-4 раза превышающим его собственный вес, может пройти порядка 30 км.
Как и человек, осел способен работать по 8-10 часов в день с одним перерывом.
Осел был приручен человеком немного раньше лошади: в четвертом тысячелетии до нашей эры, в долине Нила. А 3 тысячи лет назад ослов уже разводили на юге Европы, а в XVI веке испанцы завезли их в Америку.