Начнем с выездки лошади - основополагающего и наиболее раннего вида. В истории искусства выездки можно выделить несколько периодов, тесно связанных с ролью лошади в военных действиях, ее качеством, а также, не в последней степени, с модой.

В XV-XVIII веках в Европе повсеместно возникали различные школы верховой езды, академии и кавалерийские училища, отвечающие нуждам бурно развивающегося коннозаводства, а следовательно, кавалерии и конного спорта. Целая плеяда выдающихся наездников и основоположников искусства выездки (Плювинель, Пиньятелли, Де-Буржеля...) вырабатывала методы подготовки лошади к ведению одиночного боя или рыцарского турнира с такими необходимыми для атаки и самообороны элементами, как вольт, пируэт, левада, лансада, круппада, пезада, каприоль, баллотада... Эти трудные элементы (например, баллотада - прыжок на месте, при котором лошадь, находясь в воздухе, передние ноги подгибает к животу, а задние разгибает в путовых суставах, как бы показывая подковы) отрабатывались при помощи сложных, порой жестоких приспособлений, таких, как пиляры, бичи, шпоры и мундштуки строгой конфигурации.

Наиболее пригодными для такой выездки считались испанские и неаполитанские лошади - пышные, горделивые, хорошо уравновешенные «на заду». В дальнейшем, с усовершенствованием способов войны, отпала необходимость подобной выездки в боевых целях, и она приобрела особенности театрализованного зрелища.

Выездка лошадей, фото фотография

Появление в XIX веке на мировой арене качественно новой английской скаковой породы потребовало других методов тренинга. Большой вклад в развитие искусства выездки лошади внес англичанин Джеймс Филлис, обобщивший и дополнивший в своем труде «Основы выездки и езды» (1890) опыт своих великих учителей - графа Д'Ора и Франсуа Боше. Филлис разработал и систематизировал методы выездки от первых шагов до высшей школы, провозгласив главный принцип - «вперед, всегда вперед», предполагающий отработку любого элемента на ходу лошади, а не стоя на месте и без каких-либо дополнительных приспособлений. В России учение Филлиса легло в основу нового устава конницы. До сих пор российская школа выездки базируется на принципах Филлиса. Веками создаваемое искусство верховой езды к настоящему времени приобрело конкретные формы и подчиняется строгим правилам и требованиям, принятым во всем мире, хотя борьба различных течений, школ и методов выездки продолжается.

Выездка делает лошадь спокойной и гибкой на прямых и боковых движениях, внимательной, энергичной, смелой и послушной. Она является основой для подготовки ее к любому виду спорта. По степени сложности выездка имеет ряд программ.

1. Малый приз (Сан-Георг) - испытание среднего уровня, содержит набор упражнений, позволяющих показать повиновение лошади, степень ее уравновешенности, физического и психического развития.

2. Средний приз 1 и Средний приз 2 соревнования повышенного и более высокого уровня, являющиеся переходными к Большому призу.

3. Большой приз - испытание высшего уровня, проверяющее артистизм верховой езды. Программа содержит все школьные аллюры и основные элементы классической высшей школы.

4. Большой приз - личная программа (переездка) - испытание того же уровня, что и Большой приз, но более короткое с более сложными переходами. Как правило, к переездке допускаются 10 лучших всадников, среди которых определяется чемпион соревнований.

5. Произвольная программа - содержит все элементы высшей школы и аллюры, но всаднику предоставляется полная свобода творчества. Выполняется под музыку. С позиции зрелищности эта программа наиболее интересна и эмоциональна.

Завтра в путь - походы, конные пробеги

Соревнования по выездке проводятся на манеже - прямоугольной площадке размером 20х60 метров, имеющей по периметру и осевой линии буквенные разметки, возле которых в определенной последовательности всадник меняет движение лошади (выполняет переход), как бы рисуя узор по площадке. Поэтому часто выездку сравнивают с фигурным катанием на коньках. Судьями оценивается правильность выполнения аллюров, элементов, фигур, а также переходов от одного движения к другому. Учитывается импульс и повиновение лошади, а также посадка всадника и применение им средств управления.