Чем опасны моторные лодки и прочие суда для рыб и других крупных водных животных, понятно и так: слишком легко подвернуться под винт. Но оказалось, что мелкие веслоногие ракообразные, или копеподы, страдают от речного судоходства даже в большей степени. Как выяснили американские зоологи из Виргинского института морских исследований, для зоопланктона губительна сильная турбулентность, сопровождающая движущееся судно.

Зоопланктон, в котором львиную долю составляют веслоногие рачки, является важным звеном между фитопланктоном и крупными обитателями рек. Рачки поедают водоросли, не давая тем спровоцировать цветение водоёма, а сами служат пищей рыбе и речным птицам. Ряд исследований был посвящён влиянию слабой турбулентности на самочувствие планктона, но никто, по словам Саманты Бикел, соавтора рассматриваемой работы, не задумывался о влиянии мощных возмущений воды, производимых мелкими и крупными плавсредствами.

Представитель зоопланктона (Diaptomus), фото фотография беспозвоночные
Представитель зоопланктона (Diaptomus)

Чтобы выяснить, как чувствуют себя веслоногие рачки в судоходной реке, исследователи использовали особую краску, которая делала живой планктон красным, в то время как мёртвые животные оставались при своём цвете. Это позволило быстро оценить состояние планктона в образце воды.

Вода, взятая с мест наиболее интенсивного судоходства, содержала куда больше мёртвого планктона, нежели образцы из более или менее спокойных зон. В каналах с интенсивным движением 34% планктонных ракообразных было мертво, тогда как в прибрежных водах и корабельных гаванях этот показатель составлял 5-6%. В кильватере судов обнаруживалось 14% мёртвых веслоногих, против 7% вне.

По словам учёных, полученные данные однозначно свидетельствуют о губительности сильных турбулентных возмущений для зоопланктона. Мёртвые ракообразные уже не идут на корм рыбам, а оседают на дно и разлагаются бактериями. Следствием этого может стать обеднение рыбных ресурсов судоходных рек. Но как именно лодки, катера и пр. действуют на ракообразных, какой величины и с какой скоростью должно плыть судно, чтобы не оказывать критического воздействия, учёные пока не знают.

Кирилл Стасевич
Источник: http://science.compulenta.ru/, 19.04.2011