В этот период щенкам практически неизвестно чувство страха. Руки даже незнакомых людей доставляют им такую же радость и создают такой же комфорт, как и контакты с матерью или щенками-однопометниками.

Период социализации 4-12 недель. Этот довольно продолжительный период формирования социального поведения собаки является наиболее важным и решающим для всей будущей жизни щенка. В это время в поведении щенка происходят необратимые изменения, закладываются решающие, основополагающие «принципы».

Большинство авторов и исследователей поведения животных выделяют внутри этого периода, по меньшей мере, две основные последовательные фазы:
1. Фаза запечатления или насыщения (4-7 недель).
2. Фаза собственно социализации (8-12 недель).

Щенок добермана, фото фотография собаки

В фазе запечатления (насыщения) особое место занимает так называемая четвертая критическая неделя жизни (22-28 дней), когда внезапно, подобно второму рождению, с 21-22 дня (чуть раньше или позже, в зависимости от продолжительности внутриутробного периода) начинается качественно новый отрезок жизни. Мозг теперь уже готов к действию, бурно развиваются моторные и сенсорные реакции (процессы возбуждения и торможения). Органы чувств работают нормально: щенок

К концу второй недели, между 12-15 днями у щенков открываются глаза. Это событие завершает неонатальный (инфантильный) период и дает начало новому этапу. В этой связи многие исследователи отмечают интересную закономерность: первая фаза развития короче и заканчивается раньше, если внутриутробно щенки развивались более 63 дней, а не родились до 60-го дня беременности.

Заводчик должен следить, чтобы сука получала все, что ей требуется. На данном этапе в этом проявляется основная забота заводчика о щенках.

Переходный период (или фаза «пробуждения», «между»-фаза) 15-21 день. Как следует уже из названия, третья неделя жизни щенка это фаза превращения беспомощного существа в щенка, у которого развивается самостоятельность ровно настолько, чтобы начать робко, шаг за шагом изучать окружающий его «мирок» гнезда, манежа, вольера и обучаться. Щенок постепенно строит более сложные модели поведения. Так как его мышцы постепенно становятся сильнее, он все увереннее приподнимается на лапах, пробует ходить и вскоре уже активно передвигается в пространстве. Начинают вырабатываться условные рефлексы. Щенок начинает испытывать чувства, которые отражаются на его «решениях» и определяют поведение, и, конечно же, он уже может воспринимать и осознавать физическую близость матери и примитивно контактировать со своими братьями и сестрами. Вскоре, уже и играх, начинают проявляться некоторые поведенческие реакции, манеры поведения взрослой собаки: щенок кусается в борьбе, имитирует «охоту» и «расправу» с добычей, неуклюже мотая головой из стороны в сторону с зажатой в пасти «жертвой». Это может быть сосок матери или лапа, морда, шкура брата-сестры.

Вполне закономерно в этот период проявление у щенков интереса к пасти матери. Они часто будто забавляются, покусывая ее за губы. Однако это действие прежде всего природное, инстинктивное требование пищи в это время мать так же инстинктивно, рефлекторно отрыгивает для своих детей предварительно переваренную или полупереваренную в ее желудке пищу. Такое врожденное поведение щенков, ожидающих и требующих пищи, стимулирующих отрыгивание путем вылизывания и покусывания материнских губ и морды, постепенно, с эволюцией и одомашниванием, трансформировалось, главным образом, в проявление «дружеских чувств и почтения». Тем более, что многие суки, особенно «культурных» пород, утратили рефлекторно-инстинктивную способность подкармливать щенков но их требованию содержимым своего желудка.

Щенок очень хорошо видит и слышит, приобретает способность следить за движущимся предметом, совершенствуется обоняние. В то же время он пока еще не может решать некоторые задачи, не вызывающие затруднений у взрослых особей. Например, он не может догадаться обойти препятствие, чтобы достать пищу, которую он видит. Органы чувств воспринимают раздражения, далее информация по нервам проводится к головному мозгу, где она «анализируется» и рождаются (все быстрее) ответные реакции. Стремясь все увидеть, услышать, понюхать и попробовать на вкус, щенок изучает окружающий мир, активно или пассивно сближаясь с животными своего или другого вида, с человеком и другими живыми и неживыми объектами. Он поначалу отступает если к нему быстро приближаются, прижимается к полу при сильном шуме или неожиданной попытке поднять его. Щенок больше движется и уже не «по-тюленьи», как раньше, а все более устойчиво и маневренно, что свидетельствует о совершенствовании вестибулярного аппарата и укреплении мышц. Он чаще действиями и голосом дает о себе знать и заметно меньше спит. Так как час от часу щенок воспринимает все больше внешних раздражителей, ему, чрезвычайно впечатлительному и любопытному, требуется некоторое время, чтобы до определенной степени понять, усвоить их и привыкнуть к ним.

Щенок очень болезненно реагирует на экстремальные ситуации. Чтобы не нанести серьезный ущерб его психике (нервной системе), не следует отдалять малыша от помета и матери на продолжительное время и пытаться влиять на него, а тем более чему-то учить. Заводчик должен следить, чтобы играющие с щенками взрослые и дети не утомляли их...

В. Беляков. Продолжение в журнале «Доберман» N 2/98