Кинологическая наука и практика прошлых десятилетий показывают, что уровень интеллектуального развития и все достижения собаки, которые возможны только благодаря тесному взаимодействию с человеком, имеют не только фундаментальную наследственную основу, но в решающей степени зависят от адаптации щенка к окружающей среде и его социализации в обществе людей и животных не позднее, чем с 5-й по 12-ю неделю жизни. Таким образом, основы как уравновешенного характера и правильного поведения домашней собаки при хорошем воспитании, так и достижений «рабочей» спортивной собаки при обучении и дрессировке, закладываются уже при спаривании собак с хорошим характером, психически полноценных; формируются во время выращивания щенка добермана в помете под сукой, в доме заводчика, а позднее в семье его владельца.

Прежде чем приступить к практическому обучению, заводчики и владельцы собак, проводники и инструкторы дрессировщики должны быть хорошо теоретически подготовлены к правильному содержанию, воспитанию и дрессировке доберманов, знать особенности породы, тонкости в работе с ней.

Спящий щенок добермана, фото фотография собаки

Лучшие специалисты - консультанты, инструкторы не в силах помочь владельцам доберманов, если те неправильно ориентированы в основных целях и задачах обучения, не понимают специфику породы и не «чувствуют» свою сотку, не любят ее «правильно», как хорошие родители своих детей, с глубоким пониманием всего своеобразия ее психики, характера и темперамента.

Ориентирование даже в простых, но основополагающих вопросах становится невозможным, если владельцы собак начинают консультироваться у инструкторов-дрессировщиков, специалистов по породе, когда собакам уже исполнился год, а то и позже. Чтобы наших читателей не постигла та же участь, начинающим владельцам, заводчикам, инструкторам-дрессировщикам, молодым специалистам по породе необходимо изучать опыт зарубежных и российских кинологов это очень полезно для оптимальной подготовки владельца и его собаки, так как каждый любитель доберманов, воспитывая и дрессируя своего питомца, на практике обязательно столкнется со многими вопросами и проблемами кинологии, усвоение изложенных в этой работе знаний упростит решение ряда задач.

Отношения между человеком и собакой. Среди собаководов все еще господствует мнение, что собаке нужно «внушать» то или иное знание. Собака при этом рассматривается как «ученик», а владелец, дрессировщик как «учитель». Однако, у собак отсутствует само понятие «быть учеником» в человеческом понимании этого слова, а у начинающего владельца недостаточно знаний, чтобы быть «учителем». Современный научный взгляд на взаимоотношения человека и собаки расходится с укоренившимся стереотипом «учитель-ученик», который привел ко множеству недоразумений и неудач. Основное отличие заключается в том, что в современном понимании собака действительно является личностью, равноправным партнером человека, только другого биологического вида, обладает выдающимися талантами, многие из которых превышают человеческие способности (быстрота реакций, сила и хватка челюстей, выносливость, бесстрашие, беззаветная преданность и многие другие). Ошибка в том, что человек пытается навязать собаке свои язык, свою логику, а не подойти к проблеме общения с ней с противоположной стороны на ее языке, понимая ее логику. Не следует настойчиво стремиться подчинить собаку себе, а напротив, надо попытаться понять собаку и через ее восприятие человека суметь стать понятым вашим меньшим другом. Только тогда можно говорить об использовании способностей собаки, как полезного партнера, в своих целях. Понимание живого существа другого вида и налаживание тесных и плодотворных взаимоотношений с ним предполагают, что человек должен вникнуть в сущность процессов последовательного формирования характера и поведения питомца. В этом сложном и интересном «научно-исследовательском» и практическом процессе каждый владелец обязан стать исследователем, ученым, активизировать свои потенциалы, интеллектуальные способности и таланты, вновь и вновь учиться быть Человеком, Воспитателем, истинным Царем природы, пробудить в себе до сих пор дремавшие лучшие человеческие качества и чувства в этом непреходящая ценность и огромная польза для самого человека, вся прелесть его общения с собакой.

Все, кто занимается доберманами (профессионалы и любители, но прежде всего судьи, инструкторы, ценители спорта), должны помогать начинающим владельцам сразу найти правильную дорогу к взаимопониманию и тесному контакту в общении с собакой. При этом с самого начала путь жестоких методов необходимо полностью исключить, только с начала нашего века компетентные знатоки породы разрабатывают и совершенствуют важнейшие и научно обоснованные методы обучения. Каждый активный собаковод должен постоянно заниматься самообразованием и быть в состоянии дать исчерпывающую консультацию и совет новичкам по выбору, покупке и содержанию щенка определенной породы, а также по технике включения собаки в семейное сообщество, что предполагает наличие у владельца «души и интеллекта», знание основ кинологии, биологии, психологии животных и других смежных наук.

Развитие психики щенка начинается еще в зародышевом состоянии, с момента его зачатия, и продолжается на всех этапах роста и развития по устойчивой и последовательной хронологической схеме вплоть до полового созревания: события следуют одно за другим и каждый новый этап, приобретение и закрепление новых простых навыков необходимы для усвоения следующих более сложных.

Учитывая стайную природу собак, период социализации является важнейшим и определяющим в формировании психики, характера и поведения щенка этапом, оказывающим основное влияние на последующее поведение молодой, а затем и зрелой собаки, на установление и развитие ее взаимоотношений с обществом людей.