Следующий этап обучения - обозначение источника запаха укладкой. Для этого лакомство помещают в полиэтиленовый стакан, опущенный в одну из банок. В момент обнаружения собакой запаха дрессировщик укладывает ее командой, а затем извлекает лакомство из стакана и скармливает его собаке. Применяя запаздывание в подаче команды, вырабатывают рефлекс бескомандной укладки перед источником запаха.

При наличии стойкой реакции переходят к обнаружению ткани с запахом мяса. Вводится предварительное занюхивание источника искомого запаха. Дрессировщик, усадив собаку за ширмой, одной рукой фиксирует ее морду, а другой подносит при помощи пинцета ткань с запахом к носу собаки. Не следует прижимать ткань к морде или слишком продолжительно давать занюхивать источник запаха. Собака отлично улавливает и запоминает запах, вдохнув его два - три раза. Дрессировщик укладывает ткань в стакан или непосредственно в банку и выводит собаку на поиск. За обнаружение и обозначение источника запаха собака поощряется дачей лакомства и выгуливанием.

Собака ищет палочку с нужным запахом, фото фотография собаки

Наиболее ответственный этап дрессировки - переход к обнаружению и дифференцировке запаха человека. В банки пинцетом раскладываются куски ткани или апортировочные предметы, не имеющие отличающихся запахов, а в одну из банок кладется предмет (ткань) с запахом постороннего человека (не следует использовать запах дрессировщика - это только усложнит выработку навыка). Предмет с тем же запахом дрессировщик дает собаке для занюхивания. Если при обнаружении источника запаха собака ведет себя нерешительно, то следует помочь ей, уложив ее негромкой командой и поощрив. Но такое подкрепление следует использовать осторожно, чтобы собака не приучилась ориентироваться при выборке на поведение дрессировщика. Каждое правильное действие должно вознаграждаться. С первого же занятия следует чередовать запахи различных людей с тем, чтобы на запах одного человека не выработалась нежелательная связь.

При уверенной работе собаки на следующем занятии остальные банки заполняются предметами с запахами других людей. Не следует в банки класть вещи, принадлежащие этим людям, так как они будут иметь слишком сильные запахи, а целью дрессировки должна быть дифференцировка слабых запахов. Поэтому при дальнейшем обучении рекомендуется снимать запах с нужной вещи, заворачивая ее на один-два часа в чистую ткань-адсорбент, и проводить выборку по «снятым» запахам (на первоначальных занятиях помощники натирают апортировочные предметы руками, а куски фланели помещают на полчаса за пояс). На этом этапе банки можно уже не закрывать сетчатыми крышками, так как собака к этому времени обычно приучается не совать в них морду при обнюхивании.

На следующих занятиях вводятся отвлекающие раздражители - предметы с запахами пищи, других собак, собаку приучают не отвлекаться на них. Проводятся контрольные проверки («слепые» проработки), приближающие условия работы к практическим ситуациям.

После каждого занятия нужно дезодорировать ящик, банки, пакеты, учебные источники запаха. Банки и полиэтиленовые стаканы промываются с мылом в теплой воде и тщательно ополаскиваются. Фланель стирается и проглаживается горячим утюгом. Апортировочные предметы и пинцеты можно дезодорировать ультрафиолетовым облучением под ртутно-кварцевой лампой.

А. Н. Власенко