Любопытно то, что собака может научиться многому, подражая не только сородичам, но и Вам, своему хозяину. Если Вы на глазах у щенка несколько раз пройдетесь по буму, пытаясь заинтересовать пса тем, что вы делаете, то увидите, как он сначала будет внимательно наблюдать за вашими действиями, а затем попытается их повторить. Теперь Вам остается без спешки помочь ему правильно освоить упражнение - и навык, в целом, готов!

Потребность в подражании характерна для всех возрастов, однако в большей степени она присуща молодым животным. И собака тут не исключение. Однако подражают не всем, не каждому: ведь не случайно о некоторых говорят: «достойный подражания». Как правило, такими «достойными подражания» оказываются не самые умные, а самые сильные индивидуумы, занимающие высокое положение в иерархической структуре группы.

Щенок карликового пинчера, фото фотография собаки

Игра - это тоже потребность, мы-то с Вами это знаем! Вспомните детство... А на что и сейчас порой мы тратим свое драгоценное взрослое время? Мы играем! Каждый выбирает что-то свое: волейбол или хоккей, игровые автоматы или компьютер, а большинство - просто карты. Одни тратят на игру времени больше, другие меньше, однако играют все. Для одних игра - это профессия, для других хобби, для третьих - жизнь. Понятно, что выраженность потребности в игре у каждого своя и каждый удовлетворяет ее по-своему, Но зачем она нам? Почему мы играем? По-видимому, основное предназначение игры - это тренировка и совершенствование других потребностей организма, уже существующих или только развивающихся. Вот почему она занимает столько времени у молодых животных. В процессе игры животные усваивают социальные нормы поведения в группе, приобретают навыки борьбы и охоты, развиваются физически, совершенствуют уже приобретенные навыки.

Спектр игрового поведения собаки зависит от ее возраста, индивидуальных и породных особенностей. Основное время прогулок большинство собак тратит на игры. Но посмотрите, как по-разному они играют...

И у людей, и у животных есть такие потребности, удовлетворение которых не связано непосредственно с данным моментом. Удовлетворение их как бы ориентировано на будущее. Симонов назвал их потребностями саморазвития, или «вооруженности».

Такова потребность в получении новой информации. Среди людей наиболее ярко она выражена у ученых. Наверное, именно ей мы обязаны всеобщей любовью к детективам и фантастике. У собак она проявляется в любопытстве, знакомом всем собаководам.

Удовлетворение этой потребности очень важно для собаки, особенно щенка. Ведь мозг его только развивается; воспитывая, дрессируя своего питомца Вы можете или помочь, или помешать этому процессу. В экспериментах на многих видах животных было подтверждено, что обеднение информационной среды приводит к недоразвитию мозга.

Вот очень любопытный пример: детям в возрасте от 1,5 до 5 лет и собакам разных возрастов и пород мы предлагали идентичные задачи. При их решении от детей и собак требовалось улавливать логическую связь между событиями, За это они получали подкрепление: собаки - пищу, а дети лакомство. Но главная «хитрость» этого опыта состояла вот в чем. Испытуемые, независимо от успеха решения задачи, все равно получали подкрепление! И вот что мы наблюдали: если дети (и собаки) не понимали смысла задачи, то от дальнейшего продолжения эксперимента отказывались!

Собаки скулили, лаяли, вырывались из комнаты, дети капризничали и по-своему, по-детски, ругались, а потом уходили... А казалось бы, чего проще бегай и ешь. Но стоило упростить задачу, чтобы она становилась понятной, как интерес к работе у них сразу же возобновлялся.

Возможно, все это подтверждает существование и у человека, и у животных особой потребности понимать. Условно назовем ее - «быть в курсе».

Общее число потребностей у собаки так велико, что перечислить их очень трудно. И тем не менее все они - и биологические, и социальные должны удовлетворяться, иначе животное (или человек!) начинает испытывать тоску, дискомфорт, наступает рассогласование функций, а затем возможна даже гибель или «сумасшествие».

Продолжение читайте в журнале «Доберман», 3/1995