Очевидно, что угрожающая интонация менее всего нуждается в соответствующем подкреплении, так как восприятие информационной нагрузки данной группы интонационных сигналов генетически детерминировано как в человеке, так и в высокоразвитых животных в процессе эволюции. Более того, угрожающая интонация, как и любая осознанная угроза, включает у животного оборонительные поведенческие реакции, связанные с инстинктом самосохранения и являющиеся этологически приоритетными по определению.

Приоритет оборонительных поведенческих реакций проявляется, прежде всего, в снижении порогов восприятия внешних этологически второстепенных стимулов, то есть в способности центральной нервной системы затормаживать воздействие других условных или безусловных раздражителей, не связанных с ситуационным состоянием угрозы. Иначе говоря, «шумовой» эффект введенной в условный сигнал угрожающей интонации не только связывает сам условный сигнал с состоянием угрозы (оборонительным поведением), но и по качеству превосходит информационное содержание исходного пускового сигнала как команды для животного.

Таким образом, введенная в пусковой сигнал условного рефлекса интонация угрозы, включает оборонительное поведение, которое проявляется в, так называемой, «стоп-реакции», затормаживающей как процесс восприятия условного сигнала, так и процесс исполнения самой условной реакции, перестраивая ее изменением наличной мотивации на оборонительную. В отличие от быстро угасающей «стоп-реакции» ориентировочного рефлекса, как следствия интенсивного анализа значимости нового раздражителя, «стоп-реакция» оборонительного поведения является следствием оценки параметров исходящей угрозы и мобилизации защитных функций организма на выход из стрессовой ситуации, что и становится для животного доминирующей потребностью.

Бело-черная забавная собака, фото фотография собаки

В процессе дрессировки, подавая собаке команду с интонацией угрозы, мы можем наблюдать «стоп-реакцию» и оборонительные формы поведения в заторможенном восприятии и исполнении поданной команды, снижении общей двигательной активности животного, отставанием от дрессировщика при движении рядом (особенно при нарастании темпа движения), демонстрацией животным поз подчинения, в том числе, укладки при подаче команд «Сидеть» или «Стоять», и т.п. В дальнейшем, при использовании команд с угрожающей интонацией, у животного будут образованы стойкие условные связи угрожающей интонации - с исходной командой, дрессировочного процесса - с негативными эмоциями, дрессировщика (хозяина) - с источником угрозы. В результате психологический контакт человека с животным будет потерян, а их взаимодействие будет строиться исключительно на психологическом давлении, исходящем от дрессировщика. Следствием этого будет общая вялость и апатичность животного во время дрессировки, а также всевозможные реакции избегания самого дрессировочного процесса. Естественно, что при таких условиях ждать от животного стабильной и безотказной работы не приходится.

Кроме того, отличительной чертой условных оборонительных форм поведения является не только высокая скорость их образования, но и достаточно продолжительные по времени, так называемые, следовые реакции, проявляющиеся в широком диапазоне: от трудностей восприятия животным иных побудительных мотивов, до общего угнетения эмоционального состояния.

На практике встречается следующая закономерность: как только мы вводим в условный сигнал различную по выраженности интонацию угрозы, то, желая избежать или свести к минимуму следовые оборонительные реакции, мы вынуждены вводить противоположный по эмоциональному вектору тип интонации, - так называемую, «позитивную» или «положительно мотивирующую», причем, также регулируя ее выраженность. Одновременно с этим, мы используем и исходную команду с «нейтральной» интонацией. Таким образом, каждая наша команда имеет, как минимум, три варианта звучания, наполненных тремя различными смысловыми оттенками для животного, а это означает, что в процессе специализации условного рефлекса дифференцировочное торможение коснется двух из трех возможных вариантов «интонационной» команды - «нейтральной» и «позитивной», как этологически менее значимых в сравнении с «угрожающей», вызывающей оборонительное поведение, которое является составной частью инстинкта самосохранения. Следовательно, более-менее сносно управлять животным без интонации угрозы, без «рыка» мы в дальнейшем не сможем, как и не сможем положительно стимулировать животное при помощи любой другой интонации, вводимой в условный сигнал, уже связанный с состоянием угрозы.

Список использованной литературы

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
2. Арасланов Ф.С., Алексеев А.А., Шигорин В.И. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: «Кайнар», 1987.
3. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности// Избранные труды. М., 1983.
4. Батуев А.С. Принцип доминанты в интегративной деятельности мозга// Физиология поведения. Л., 1987.
5. Грин Д., Вебер Д., Дункан Дж. Обнаружение и распознавание чистых тонов в шуме// Психофизика сенсорных систем. Сб. ст. АН СССР, М.: «Наука», 1979.
6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
7. Корытин С.А. Общение у животных// Клуб служебного собаководства: Сб./ Сост. В.Н. Зубко. М.:ДОСААФ, 1985, с. 93 - 109.
8. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970.
9. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Л., 1949.
10. Преображенская Л.А. Эмоции в инструментальном поведении животных. М.: «Наука», 1991.
11. Русинов В.С. Доминанта как фактор следообразования в центральной нервной системе// Механизмы памяти. Л., 1987.
12. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.
13. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М., 1981.
14. Соколов Е.Н. Теоретическая психофизиология. М., 1986.
15. Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта// Физиология поведения. Л., 1987.
16. Ухтомский А.А. Учение о доминанте// Собр. соч.: в 6т. Л., 1950 - 1952.