Второй период - с 5-6 до 8-12 недель - характеризуется наибольшей скоростью образования и интенсивностью положительных условно-рефлекторных реакций. Нервная система наиболее реактивная к благоприятным и вредным воздействиям среды.

В этот период отмечается наиболее высокий уровень активности (до 6 месяцев), что способствует наиболее выраженному проявлению ориентировочно-исследовательской деятельности, поддержанию на высоком уровне общего функционального состояния головного мозга. Это создает наиболее благоприятные условия для выработки новых временных связей и, в конечном счете, приспособления к условиям существования. Ограничивать подвижность и любознательность щенка искусственно не желательно. С 1,5 до 3-месячного возраста ПОР исчезает, что совпадает с интенсивным проявлением ориентировочно-исследовательской деятельности. Содержание щенка раннего возраста в информативно-обогащенной среде содействует прогрессивному развитию его центральной нервной системы.

Немецкая овчарка несет палку в зубах, фото фотография собаки

Третий период характеризуется формированием индивидуальных различий, связанных с созреванием систем, ответственных за внутреннее торможение нервных процессов, проявлением пассивно-оборонительного рефлекса. У щенков старше 3-х месяцев вновь появляется ПОР, причем она выражена значительно сильнее, чем до 1,5 месяца. Примерно с 5-го месяца между ПОР и ориентировочно-исследовательскими реакциями устанавливается равновесие, проявляются индивидуальные особенности животного.

Воздействие сверхсильных раздражителей в возрасте от 1 до 3 месяцев вызывает разные последствия в зависимости от того, сопровождается оно болевым или пищевым воздействиями.

Следствием первой комбинации является постепенное усиление ПОР, которое может оказаться у взрослых собак настолько стойким, что препятствует формированию различных условно-рефлекторных навыков.

В то же время комбинация сверхсильного раздражителя с пищевым подкреплением усиливает ориентировочно-исследовательскую деятельность и подавляет ПОР. Этот положительный эффект сохраняется и у взрослых собак.

При обучении щенков необходимо по возможности использовать пищевые подкрепления, избегая болевых воздействий не только для выработки рефлекса (еще слаба память, слабо активное торможение), сколько для подавления пассивно-оборонительной реакции.

Обучение механическим способом новым навыкам целесообразно проводить с 1,5 до 3-месячного возраста. Использование условных сигналов, так же как и выработку различных видов торможения, целесообразно начать после 5 месяцев, но до начала полового созревания, особенно в породах, которым свойственна генерализованная агрессивность.

В опытах по метизированию пуделя с волком было установлено, что ПОР (волчий тип поведения - избегание контактов с человеком) наследуется рецессивно, в то время как пуделиное (дружелюбное к человеку) поведение доминирует.

В тех случаях, когда ПОР наследственно обусловлена, а не вызвана ошибками выращивания, попытки ее исправления обречены на провал, и собака, имеющая наследственную ПОР, должна быть признана для службы непригодной.

В щенячьем возрасте черты будущей собаки маскируются защитным, «детским» поведением. У собак, выросших в изоляции, оно сохраняется и во взрослом состоянии.

Правильное выращивание и воспитание способствует гармоничному формированию собаки, своевременному выявлению ее индивидуальных особенностей.

Щенки робкого, «детского» поведения требуют ровного, ласкового отношения, подбадривания, своевременного поощрения лакомством, внушения уверенности в защите «вожака»-дрессировщика (хозяина), с которым ничто не страшно. Поощряемый к активно-оборонительной реакции щенок никогда не должен становиться побежденным, т. е. в играх ему следует немного «поддаваться». Это не сформирует в нем агрессивности, если ее нет, но будет способствовать дрессировке в навыке задержания.

У собак, лишенных агрессивности к человеку, вырабатывается лишь способность «брать апортировочный предмет» в пасть или трепать за конец тряпки, рукава и др., что, по существу, является приемом приучения собаки брать в пасть апортировочный предмет. Добиться от такой собаки надежного задержания человека практически невозможно, так как активное и агрессивное сопротивление моментально лишает ее желания бороться (играть) дальше.

Собаку, у которой отсутствует агрессивность к человеку, нужно дрессировать к другим службам, где не требуется это качество, и использовать другие служебные природные задатки, такие, как острое чутье, способность длительно передвигаться, к перевозке тяжестей и др.