Животные, как и люди, тоже болеют. Однако они не могут пойти к врачу и пожаловаться на боль. Приходится лечиться самостоятельно, используя то, что даёт дикая природа, чему научила эволюция. Самолечение животных учёные обозначают умным словом зоофармакогнозия. К примерам такого поведения зоологи относят не только само лечение, но и случаи профилактики: животные употребляют или делают что-то нетипичное для предотвращения боли.

Североамериканские бурые медведи (Ursus arctos horribilis) настолько не любят комаров и зуд, что научились делать из травы оша пасту, которая не только отпугивает насекомых, но и смягчает раздражение от их укусов. Медведь сначала разжёвывает корни оши, а потом втирает их вместе со слюной в мех. Говорят, индейцы навахо, наглядевшись на своих соседей по территории, тоже начали использовать растение в лечебных целях.

Ряд приматов не жалуют паразитов в своей шевелюре и всячески с ними борются. Иногда к этой процедуре они подходят весьма радикально. Некоторые виды горстями втирают в шерсть раздавленных многоножек. Ведь их тела содержат бензохиноны, которые отпугивают других насекомых. Капуцины-фавны поступают похожим образом, но не с многоножками, а с муравьями-плотниками.

Мандрил (Mandrillus sphinx), фото фотографии животные

Медоносные пчёлы используют растительные смолы для предотвращения локальных эпидемий. Этот фермент добавляется в структуру ульев - на случай, если кто-нибудь из общины подхватит грибок. 

Плодовые мушки, или дрозофилы (Drosophilidae), во имя спасения потомства откладывают яйца в перезрелых фруктах, в которых сахар превратился в этанол. Делается это для защиты своих личинок от личинок ос-наездников. Дело в том, что дрозофилы - одни из немногих насекомых, организм которых легко переносит алкогольную диету.

Многие виды птиц в профилактических целях буквально «купаются» в муравьиных кучах. Они находят муравейники, садятся на них, растопырив перья, и позволяют насекомым исследовать каждый сантиметр своего тела. Во время похождений у муравья выделяется особый фермент, который невольно смазывает перья и тело. Фермент является защитой от паразитов. Впрочем, некоторые виды поступают радикальнее: разжёвывают муравьёв и сами протирают слюной пёрышки. Оба процесса учёные называют антингом. Это явление достаточно известное, поскольку им увлекается более 200 видов птиц.

Птицы могут использовать природные антисептики в строительстве домов. Например, часть скворцов вьёт гнёзда преимущественно из стеблей дикой моркови. Исследования показывают, что в таких убежищах птенцы вырастают с более высоким уровнем гемоглобина, чем в других. К тому же дикая морковь сокращает вероятность заражения клещами во время линьки.

Очень предусмотрительно поступают обыкновенные воробьи (очень даже умные!). Обычно они строят гнезда в ветвях деревьев. Однако во время вспышек малярии эти проворные пернатые предпочитают растения, богатые хинином. Хинин, как известно, обладает выраженным действием против малярийных плазмодиев.

Подавляющее большинство животных, которых уличили в самолечении, делают что-либо для избавления кишечника от паразитов. К примеру, лоси едят для этого токсичные для людей мухоморы, а шимпанзе, не пережёвывая, сглатывают цепкие листья аспилии (Aspilia).

Источник: https://www.meteovesti.ru/