Ученые из Кембриджского и Лондонского университетов выяснили, что грачи могут решать задачи по физике подобно ворону из басни Эзопа. Птицы умудрились достать личинку восковой моли, которая плавала на поверхности воды в прозрачной пластиковой емкости, используя набор камней.

В опытах приняли участие четыре грача: Кук, Фрай, Коннелли и Монро. На первой стадии испытаний ученые варьировали уровень воды в емкости; грачи легко справлялись с такими заданиями, причем изменение необходимого количества камней никак не влияло на исход эксперимента. По наблюдениям авторов исследования, птицы использовали ровно столько камней, сколько требуется, и пытались просунуть клюв в горлышко сосуда лишь после того, как вода поднималась до желаемого уровня. «Выглядело это так, будто они предварительно оценивали нужное количество камней», - замечает один из участников исследования Натан Джон Эмери.

Во второй части тестирования испытуемым пернатым предложили камни разных размеров, и грачи довольно быстро перешли на использование более крупных. Как предполагают исследователи, птицы сообразили, что крупные объекты вытесняют больший объем воды и позволяют быстрее добраться до личинки.

На третьем этапе эксперимента в клетку ставили одинаковые емкости, заполненные водой и опилками; птицы понимали, что с опилками ничего не выйдет, и делали правильный выбор.

Грач (Corvus frugilegus), фото фотография птицы

«Этот эксперимент наглядно демонстрирует способность грачей адаптировать опыт обращения с камнями и сосудами, полученный ранее, к новым условиям», - заключает Эмери. Совсем недавно, напомним, другая группа исследователей обнаружила сравнимые способности к использованию орудий труда у новокаледонских ворон.

Напомним, ранее ученые доказали, что грачи могут кооперироваться друг с другом, чтобы добыть себе пищу, как это делают приматы.

Аманда Сид из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка и ее коллеги понаблюдали за тем, как взаимодействуют четыре пары грачей. Специалисты поместили лоток длиной 60 см, наполненный едой, вне досягаемости двух грачей, сидевших в коробке. Птицы могли видеть пищу через щель в коробе, но чтобы протянуть лоток в щель, они должны были воспользоваться веревкой, продетой через отверстия в задней стенке желоба. Примечательно, что справиться с этим заданием поодиночке птицы были не в состоянии - лоток можно было придвинуть, только если одновременно тянуть за оба конца веревки.

Эксперимент показал: все четыре пары подопытных птиц быстро понимали, что надо сделать, чтобы заполучить доступ к пище, и объединяли усилия. Прежде такой вид взаимодействия наблюдался только у приматов. Но когда ученые попытались усложнить задачу, грачи «провалили» опыт. В частности, исследователи вновь поместили лоток с пищей вне досягаемости одного грача, а вторую птицу отсадили в смежный отдел коробки. Таким образом, второму грачу требовалось пробраться в отдел к сородичу, и только тогда он мог получить доступ к веревке. Однако первая птица ни разу не дождалась, пока на помощь придет партнер, и тянула веревку, несмотря на тщетность усилий. Приматы в подобной ситуации ведут себя иначе - к примеру, шимпанзе не начинают действовать, пока не дождутся партнера.

Как отмечает Аманда Сид, грачи не могут полностью осознать, какую выгоду им может принести кооперация друг с другом, поскольку птицы моногамны и редко соперничают между собой. В полигамном обществе шимпанзе, напротив, каждая особь взаимодействует с другими обезьянами и быстро понимает, какую пользу на «биологическом рынке» можно получить от взаимопомощи.

Источник: http://www.rosbalt.ru/, 08.08.2009