После ознакомления лошади с заездами и всеми видами поворотов необходимо приучить ее уступать действию шенкеля. Для этого перед концом занятий следует повернуть лошадь головой к середине манежа и остановить ее, поставив ровно на все ноги. Затем всадник, несколько освободив повод и взяв хлыст в ту руку, со стороны которой предполагается действие шенкеля, нажимает шенкель.
Если лошадь не уступает нажатию шенкеля, то надо послать ее хлыстом по боку возможно ближе к шенкелю, не отводя последнего. Шенкелем и хлыстом продолжают действовать до тех пор, пока лошадь не подаст задние ноги в требуемую сторону. Если лошадь не уступает действию хлыста и шенкеля, то всадник должен набрать соответствующий повод, повернуть голову лошади в сторону, противоположную откидыванию задних ног, и заставить ее откинуть их. Как только лошадь повинуется требованию всадника, нужно сейчас же прекратить работу, огладить и подать лошадь на несколько шагов вперед.
Начальные упражнения на откидывание задней части корпуса лошади производят сначала без набора поводьев. Затем, когда лошадь приучится уступать шенкелю, равномерно набирают оба трензельных повода с таким расчетом, чтобы только удержать голову лошади прямо. Когда лошадь станет легко и охотно уступать действию шенкеля, можно поводом давать ей постановление в сторону движения задних ног. При работе по откидыванию задних ног наблюдают, чтобы лошадь ни в коем случае не осаживала. В конце второго периода выездки каждый урок заканчивают приучением лошади к разным упражнениям всадников в седле (переносить ноги через шею и круп, качать шенкелями, делать «ножницы», садиться на круп).
К концу второго периода выездки лошадь должна выполнять все требования при работе в руках по прямому направлению, отчетливо выполнять откидывание задних ног в обе стороны и исполнять повороты на них, быть приученной к движению под всадником, повинуясь требованиям повода и шенкелей, спокойно относиться к гимнастическим упражнениям всадника в седле.
Примерное распределение времени по урокам второго периода выездки
Первый месяц |
|
Продолжительность каждого урока | 60 мин |
Первая и вторая недели |
|
Прогонка лошади в обе стороны с перестегиванием и отстегиванием корды | 15 мин |
Работа в руках по прямому направлению в обе стороны | 40 мин |
Приучение лошади к разного рода притрагиванию к ней, поднятию ног, оглаживанию шеи, крупа и др. | 5 мин |
Итого | 60 мин |
Третья и четвертая недели |
|
Работа в руках по прямому направлению в обе стороны | 30 мин |
Откидывание задних ног лошади в обе стороны | 10 мин |
Итого | 60 мин |
Второй месяц |
|
Продолжительность каждого урока | 60 мин |
Первая и вторая недели | |
Прогонка лошади в обе стороны с перестегиванием и отстегиванием корды | 15 мин |
Работа в руках по прямому направлению в обе стороны | 20 мин |
Откидывание задних ног лошади в обе стороны | 20 мин |
Приучение лошади к разного рода притрагиваниям к ней (как в предыдущие недели) | 5 мин |
Итого | 60 мин |
Третья и четвертая недели |
|
Прогонка лошади в обе стороны с перестегиванием и отстегиванием корды | 10 мин |
Работа в руках по прямому направлению в обе стороны | 20 мин |
Откидывание задних ног лошади в обе стороны | 10 мин |
Повороты на задних ногах лошади | 10 мин |
Приучение лошади к движению под всадником | 10 мин |
Итого | 60 мин |
Источник: В. Лобачев
Впервые опубликовано в журнале «Коневодство и конный спорт» в 1990 г.