В Европе в 1979 году была создана европейская организация по пробегам, получившая название ELDRIC (European Long Distance Rides Conference - Международная конференция по дистанционным пробегам), куда вошли представители тринадцати европейских стран.

В 1980 году в рамках ELDRIC был учрежден приз «Европейский трофей», и в том же году правила проведения Международных соревнований по дистанционным пробегам вошли составной частью в правила проведения соревнований Международной федерации конного спорта FEI («Правила соревнований по конным пробегам»).

Первый Чемпионат Европы состоялся в 1985 году в Австрии, а годом спустя в Риме был проведен первый Чемпионат мира по конноспортивным пробегам на дистанцию 160 км при участии стран Европы, Америки и Австралии. Второй Чемпионат мира проходил в 1988 г. в США. В третьем (1990 г., Стокгольм, Швеция - Первые Всемирные конные игры) и в седьмом (1998 г., Дубай, ОАЭ ) Чемпионатах мира принимали участие отечественные спортсмены.

Отечественные конники также принимали участие в 1995 году в Чемпионате Европы (г. Марлей, Франция, 2 сентября). К сожалению эта попытка завершилась неудачей. Ни одна лошадь представительной команды (6 голов, тренер М. Кунижев) из нашей республики не смогла добраться до финиша.

Всадники на лошадях преодолевают лес, фото фотография

Конные пробеги в СССР и России: возрождение традиций. Именно с Кабардино-Балкарии в конце 1980 гг. началось возрождение богатых традиций дистанционных испытаний лошадей в нашей стране в современном виде. Инициатором и организатором возобновления конных пробегов стал работавший в то время директором Нальчикского ипподрома и Госконюшни Анатолий Коков. На базе ипподрома была проведена целая серия пробегов на лошадях кабардинской породы, принадлежащих хозяйствам республики. Пробеги проводились по международным правилам FEI с привлечением сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства (Е.Е. Жуковская, И.Е. Иноземцева, Л.Ф. Лебедева). В итоге была подготовлена команда из 4-х всадников для участия в Первых Всемирных конных играх в Швеции, уверенно обыгравшая в отборочных пробегах конкурентов из других регионов СССР. Но к сожалению, в силу чиновничьего произвола, на чемпионат попал лишь один наш представитель (В. Жигунов на Каро), к тому без какой-либо команды поддержки и сопровождения. Также, в конце 1980 гг. силами ипподрома и нескольких хозяйств республики был подготовлен конный переход (отобраны лошади, участники и т.д.) в Иорданию, но из-за политической нестабильности тогда его не удалось осуществить. Позже, на кабардинских лошадях было совершено два перехода Нальчик - Амман (1994 г.) и Амман-Нальчик (1998 г.).

Скачки, конкур и любительская верховая езда

В 1990 годах в России осуществлялись попытки различными организациями и частными лицами продолжить систематическую работу по проведению конных пробегов. Но в силу различных обстоятельств особо значимых результатов не было получено. После полного фиаско в 1995 году на чемпионате Европы в Париже государственная структура - Республиканский ипподром (директор М. Кунижев) совсем «охладел» к работе в данном направлении, а такой временщик - как конеклуб «Эрдан» (Д. Налоев), не получив особых экономических и политических дивидендов, тихо свернул свои усилия в «возрождении» кабардинской породы лошадей.

На сегодня, реально, конными пробегами на Северном Кавказе занимаются лишь недавно сформированный конный завод «Кавказинтернациональ» (директор Альберт Мишхожев) и специализированное фермерское хозяйство «Гуэрэн» (владелец Ибрагим Яганов). Стайеры «Кавказинтернационаля» арабский Выборг и англо-терская Гаронна смогли выдержать трудный 160-ти километровый маршрут на Чемпионате мира в Дубае, а на лошадях ФХ «Гуэрэн» осенью 1998 года успешно был проведен исторический переход Амман-Нальчик с участием принца Иорданского Хошемитского королевства Али Бин Аль Хусейном.

Заур Анатольевич Коков
Лошади Кабардино-Балкарии