В прошлом психологи считали, что на поведение влияет связь между стимулом (раздражителем) и реакцией на него. Эти теории не оставляли места мыслительному процессу, сознанию, инстинкту, врожденному поведению, или склонности к определенной модели поведения.

На самом упрощенном уровне научение - это выявление связи (ассоциаций) между некоторыми раздражителями, ранее не имеющими друг к другу отношения, или связей между действием и его результатом. Такие ассоциации могут формироваться даже у многих беспозвоночных животных. Первые психологи открыли, что существует врожденное поведение, но сделали вывод, что любое поведение это просто ответ организма на раздражители. В 1966 году Фернанд Мэри писал:

«Нейропсихологи Йельского Университета (Америка) успешно работают в различных областях. Доктор Джози Дельгадо вживил целую серию электродов в мозг кота. Операция проводилась под общим наркозом, проснувшись, кот не помнил, что с ним случилось. Когда все полностью зажило, начали эксперименты. Нельзя не посочувствовать этому лабораторному животному, но все, кто принимал участие в эксперименте, подтверждали, что кот не делал попыток убежать, казалось даже, что он ценит свое особое положение и ему нравится тот интерес, которого он удостоился. Кот не знал, что перенеся эту операцию, он превратился в робота.

Кошка черепахового окраса, фото поведение кошки фотография

На его ошейнике закреплено приемное устройство с крошечными датчиками, к которым присоединены аккуратные серебряные проводки, отвечающие за определенные участки головного мозга. При помощи этого устройства котом можно управлять независимо от того, где он находится, в этой ли комнате или за сотни километров от нее. Отправив радиосигнал, кота можно заставить почувствовать жажду (вода или молоко всегда находится поблизости), голод (он может съесть все, что захочет), зуд (он может чесаться, сколько душа желает). Можно даже, стимулируя определенные зоны его передних лобных долей, заставить его почувствовать всепоглощающую любовь или ненависть и в следующий момент забыть об этом. Важность этого эксперимента заключается не в том, что можно побудить кота проделывать определенные действия, а в том, что простой электрический сигнал пробуждает в нем желание действовать в определенном направлении».

В настоящее время такие эксперименты, помогающие лучше понять психологию кошек, почти не проводятся, хотя их ставят на обезьянах и даже до недавнего времени ставили на людях. Такие же крошечные электроды вживляются в определенные участки мозга, отвечающие за дисфункцию мозга, которая проявляется у определенного субъекта. Результаты, полученные таким образом, чрезвычайно важны для психиатров. В настоящее время они публикуются Нью-Йоркской Академией Наук. Разумеется, эти эксперименты могут показать и некоторые пугающие особенности человеческого мозга.

В прошлом психологи считали, что любое научение - это просто цепочка ассоциаций. Теория «стимул-реакция» была признана подходящей не только для животных, но и для людей. Сейчас общепризнано, что многие млекопитающие способны к более сложным мыслительным процессам. У большинства высших животных есть какие-то свои представления об окружающем их мире, о том, что в нем происходит, и к этим представлениям они обращаются в случае необходимости принять решение. На самом деле люди не могут знать, как кошка воспринимает мир. Если сделать запись окружающей среды на уровне кошачьих глаз и использовать те звуки, которые в состоянии различить ухо человека, то можно составить приблизительное представление о мире, каким его видят кошки. Но сколько бы специалисты не вставляли электроды в мозг несчастных животных, они никогда не смогут полностью проникнуть в их мысли. Чтобы исследовать ум кошек и их способность к обучению, нам нужны более подходящие и гуманные тесты. Мы должны понять, каким образом шло развитие кошек, что являлось предпосылками их поведения, как они приспосабливались к окружающей среде.

Ассоциативно-рефлекторная теория Павлова (теория классического обуславливания) отражает одну из простейших форм научения. Эта теория изучает связь раздражителя с реакцией на него. Один раздражитель, так называемый безусловный, ассоциируется в сознании с мотивационным состоянием и вызывает врожденную реакцию организма, называемую безусловной реакцией. Например, безусловный раздражитель это запах пищи, а мотивационное состояние - голод, тогда безусловным рефлексом является слюноотделение. Если вместе с безусловным раздражителем использовать условный, например звонок, то впоследствии на него вырабатывается безусловный рефлекс, даже без участия безусловного раздражителя. Безусловный рефлекс становится условным - слюноотделение происходит, когда животное слышит звонок.

Особенности обучения в раннем и пожилом возрасте (ч. 3)

В естественной среде обитания кошек безусловным раздражителем может быть боль, причиненная агрессивным котом. Безусловным рефлексом, очевидно, будет стремление убежать, чтобы боль не повторилась вновь. В будущем, один вид агрессора (теперь условного раздражителя) приводит к побегу, то есть условному рефлексу, так как кошка мотивирована «избежать боли». Если условный раздражитель (агрессивный кот) находится на расстоянии, то кошка мотивирована «избежать обнаружения», и условный рефлекс - замереть, а не убежать. Обусловливание Павлова формирует связь между безусловным и условным раздражителем, но непосредственная реакция кошки зависит от ее мотивационного состояния. Теория классического обусловливания осложняется врожденными инстинктами животных. Уши кошки устроены таким образом, чтобы воспринимать даже легкий шорох, который производит потенциальная добыча, прячась в высокой траве. Например, во время эксперимента появление пищи сопровождалось 10 секундным звоном, доносившимся из громкоговорителя, находившегося в 2 метрах от нее. Кошки бежали на звук, искали пищу вокруг громкоговорителя и даже нападали на него. Некоторые из них полностью игнорировали присутствие пищи, и все свое внимание концентрировали на громкоговорителе. Требовались сотни попыток, чтобы по звонку кошки научились идти к пище. В точно таком же эксперименте с крысами, животные быстро сообразили, что звонок связан появлением пищи, и не обращали внимания на громкоговоритель. Это происходит не потому, что кошки глупее крыс. Для кошек звук указывает на предположительное местоположение добычи, и они реагируют в соответствии со своими инстинктами. Высокоорганизованные хищники знают, что добыча и шум, который она издает, обычно находятся в одном и том же месте. Кошки быстро понимают, когда условному раздражителю нельзя доверять, и они могут отучиться реагировать на него, игнорируя звонки, колокольчики и все, что им кажется неважным.

При перепечатке данной статьи активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА.