Что нужно сделать, чтобы дрессировка была эффективной, а между вами и собакой упрочились доверие и взаимопонимание?
Отчего одна собака слушается своего хозяина, а другая нет?
Какие основные принципы лежат в основе обучения и дрессировки?
Как правильно дрессировать собаку?
Как обучать собаку основным навыкам общего курса дрессировки?

Австралийские овчарки играют с летающей тарелкой, фото фотография собаки

На эти и другие «Как?», «Зачем?» и «Почему?» вы найдете ответы, прочитав это краткое руководство.

Большинство авторов физиологические основы дрессировки определяют с позиций условно-рефлекторной теории И. П. Павлова. В соответствии с ней все формы поведения живых существ (включая человека) могут быть объяснены на основе принципа условного рефлекса, и сущность дрессировки состоит в выработке и использовании в работе нужных условных рефлексов.

Согласно этому принципу ранее индифферентный (нейтральный) раздражитель, например, команда «Сидеть!», если ее подавать перед насильственным усаживанием собаки (многократно сочетая команду с принуждением), приобретает значение условного раздражителя и будет запускать условно-рефлекторную реакцию посадки собаки.

В этом случае, по мнению приверженцев условно-рефлекторной теории, между слуховым и двигательным центрами мозга образуется временная связь (так называемая дуга условного рефлекса), и после этого достаточно подать команду «Сидеть», чтобы собака села - все равно, что нажать кнопку «Пуск» на пульте управления.

Так ли это? Приведем примеры, нередкие во время дрессировки.
1. Уже не раз подана команда «Сидеть!», а Рекс не садится смотрит на играющих рядом с ним собак - а ведь совсем недавно он выполнял этот навык немедленно после первой команды.
2. Тузик прекрасно выполняет команду «Сидеть!» и дома, и на улице, и на дрессировочной площадке, а вот на дрессировочном бревне сидеть отказывается.
3. Атос, когда ему подает команду «Сидеть!» маленький Саша, редко садится правильно: то завалит под себя задние ноги, то ляжет или начинает легонько покусывать мальчика, приглашая поиграть, зато Егора Степановича слушается беспрекословно и посадку выполняет точно, как требуется.
4. Подана команда «Сидеть!», но вместо того, чтобы сесть, прекрасно знающий и выполняющий эту команду Рокки вдруг бросается на проходящую мимо немецкую овчарку.
5. Грин не садится на мокрый асфальт, несмотря на то что хозяин вот уже в десятый раз подает команду.
6. Почему вчера Лада работала быстро и без ошибок, а сегодня работает вяло и постоянно ошибается?
7. Отчего Солли выполняет отработанный навык с отсутствующим видом и грустными глазами, а Санни с радостью ждет следующей команды?

Почему после команды «Сидеть!» во всех описанных случаях собаки, не выполняя известный навык, ведут себя по-разному? Ведь согласно условно-рефлекторной теории, отводящей внешним раздражителям главенствующую роль в управлении поведением, команда должна запускать условно-рефлекторную реакцию посадки.

На этот, как и на многие другие вопросы, условно-рефлекторная теория, к сожалению, ответов не дает. В частности, она не в состоянии объяснить сложные формы поведения человека и животных (ассоциативное обучение, инсайт*, способность к экстраполяции направления и тому подобное).

* Инсайт - это способность животных решать задачи сразу, без предварительных проб и ошибок, своего рода «животное озарение».

** Экстраполяция направления движения - это способность животного по первоначальному направлению перемещения объекта прогнозировать направление его последующего перемещения. Например, если преследуемое животное скрывается за непрозрачной перегородкой, собака чаще всего огибает ее с другой стороны, тем самым сокращая расстояние.

I. Нравится ли собаке учиться? Почему утром мы просыпаемся и встаем с кровати, затем умываемся, одеваемся, завтракаем и добираемся тем или иным транспортом до работы? Отчего работе одни из нас отдают все свои силы, другие отбывают там время по необходимости? Однако и то и другие обедают, а возвращаясь домой после работы, заходят в магазины, ужинают, смотрят телевизор, ложатся спать. Помимо этого мы учимся, много читаем, посещаем выставки и концерты, кино и театр, общаемся со знакомыми, занимаемся спортом, ходим в походы, строим дома и дачи, рожаем и воспитываем детей, заводим животных.

Зачем все это нам нужно? Почему мы делаем это изо дня в день, из года в год? Что движет нами? К чему мы стремимся? На эти и многие другие вопросы, включая и заданный нами в заголовке, позволяет дать ответы теория функциональных систем, разработанная более 50 лет тому назад академиком П. К. Анохиным.