Объем этого труда не допускает обсуждения всех подробностей дрессировки, например, натаски собаки специально для охоты, для санитарной или полицейской службы и других целей. Здесь даны будут общие указания, как научить собаку выполнять элементарные требования предъявляемые к ней как к ближайшему из всего животного царства другу человека, находящемуся с ним в постоянном общении. За частыми, более подробными наставлениями придется обратиться к сочинениям, специально трактующим об этих вопросах.

Бельгийская овчарка идет на поводке, фото фотография собаки

Всегда следует помнить, что непослушная и невоспитанная собака никуда не годится; она только служит причиной целого ряда неприятностей как для хозяина ее, так и для всех окружающих. Такие дурно воспитанные собаки дают право их ненавистникам восставать против всего их рода и оправдывать проступками дурных экземпляров свое возмущение вообще всем классом им подобных. В виду того, прежде чем приобретать собаку, подумайте серьезно хватит ли у вас терпения и выдержки ее воспитать. Воспитание и дрессировка стоят в тесной связи одно с другим и разделять эти два понятия было бы в корне неправильно. Под воспитанием собаки подразумевается вообще все то, что ей необходимо в общении с людьми: послушание, привязанность и т.п., тогда как дрессировкой называется заучивание известных действий и приемов, которые только увеличивают любовь человека к собаке и делают ее интеллигентною и полезною во всех отношениях. Основное воспитание собаки, какой бы породы она ни была, должно быть одно и то же. От охотничьей и комнатной собаки одинаково требуется послушание и чистоплотность в квартире. Способы и приемы, которыми пользуются для достижения этой цели, могут быть разнообразны, конечный же результат должен быть всегда один и тот же. Каждый может сам, даже не обладая особым познанием и уменьем, преподать своей основы воспитания, а потому общество в праве требовать от владельца собаки, чтобы она не надоедала всем и каждому своими дурными привычками.

Более специальная дрессировка дело очень трудное и не всякому дано умение внушить собаке понимание того, что от нее требуется, а потому и приступать к ней следует обдуманно и осторожно.

Основные правила воспитания можно резюмировать следующими тремя положениями:
1) Прежде всего надо выяснить характер своего воспитанника.
2) Воля воспитателя должна быть непоколебима, а проведение ее неотступно.
3) Нетерпение свое и злобу необходимо побороть и не давать им власти над собою.

Дополним эти тезисы так:

Первый пункт. Для каждой собаки во время дрессировки нужна своя система, обращаться же со всеми по одному шаблону было бы совершенно неправильно.

Одна собака очень тиха, послушна и ласкова, а потому для нее достаточно строгого слова, иная же очень упряма и требует более сурового обращения. Поэтому, прежде чем начать дрессировку или воспитание, все достоинства и недостатки характера собаки должны быть вами выяснены. Первыми будут: верность, самолюбие, привязанность, послушание и т.п., последними - зависть, жадность, сильно развитое половое влечение и т.д.

Главнейшей задачей учителя должно быть укрепление и развитие хороших качеств собаки вместе с искоренением по возможности всех недостатков.

Собака создана для того, чтобы служить человеку и беспрекословно ему повиноваться. При хорошем воспитании и обращении, привязанность ее, стремление угодить хозяину и оказать ему услугу необычайно велики.

Если воспитание собаки запущено, она чуждается людей, становится злою и недоверчивою, в ней пробуждаются животным инстинкты и из домашнего друга она превращается в отталкивающее существо.

В каждой породе попадаются совершенно различные экземпляры и от особенностей характера из них зависит большая или меньшая податливость его воспитанию и дрессировки. Эта степень восприимчивости к хорошим воздействиям человека составляет особенность данного индивидуума, а не бывает отличительной чертой той или иной породы. Нельзя однако не заметить, что некоторые породы все-таки имеют свои специальные способности и склонности как хорошего, так и другого свойства. На выработку и развитие этих особенностей имело огромное влияние специальное воспитание в одном и том же направлении целого ряда поколений; так например, таксы и фокстерьеры специализированны на подземную охоту; гончие, борзые, сеттера и пойнтера имеют свои специальности и т.д.

Второй пункт. Желание добиться чего-нибудь от своего ученика должно быть непоколебимо, и к достижению намеченной цели следует стремиться всеми способами; каждое послабление окажет свое влияние отнюдь не в пользу желаемого результата. Не следует однако требовать от собаки невозможного в смысле физическом, или же непонятного ей в виду недостаточной предварительной подготовки. При обучении собаки необходима строгая последовательность.