После отработки у собаки основных навыков по защите хозяина и охране с выдержкой можно приступать к совершенствованию приема лобовой атаки. Эта работа включает в себя, прежде всего, усиление броска и укрепление хватки, сначала с поворотом, а затем сбоку. Одновременно собака должна научиться работать на привязи с фигурантом, выполняющим двойные повороты (смену позиций), и преодолевать помехи с его стороны. Отработка лобовой атаки проводится параллельно с другими приемами (основные приемы ринга, защита хозяина и др.). При этом нагрузку необходимо рассчитывать так, чтобы собака не переутомлялась во время занятий.

Доберман на рукаве, фото собака-телохранитель фотография
Доберман. Хватка на рукав. © Фото Болдинова Юлия

I. Подготовка к лобовой атаке

1. Усиление броска и укрепление хватки. Стремительный бросок и крепкая хватка - два основных качества, которыми должна обладать молодая собака. Они позволят ей легко выдержать отпор фигуранта и преодолеть создаваемые им помехи. Чем быстрее собака стремиться выполнить хватку, чем стремительней она делает бросок, тем легче ей справиться с фигурантом.

Некоторые собаки от природы обладают сильным броском и крепкой хваткой. Если собака не проявляет таких качеств, то их нужно развивать. Я практикую упражнения с использованием эластичных камер в роли амортизаторов к поводку. Смысл работы с помощью эластичных жгутов из велосипедных или автомобильных камер состоит в том, чтобы придать собаке больше уверенности в себе и максимально усилить ее мотивацию для выполнения броска с последующей хваткой.

Для этого фигурант играет роль «приманки» используя эластичность камер, он дает возможность собаке сделать хватку в самый последний момент. (Здесь тренер использует варьируемый режим положительного подкрепления, одновременно поощряя самые удачные попытки - наиболее резкие броски. В качестве Положительного подкрепления используется возможность получения собакой хватки. Создав у собаки высокий уровень мотивации, тренер подкрепляет ее не каждый раз. Таким образом у собаки поддерживается азарт (положительно эмоционально окрашенная мотивация). - Прим. Ред.)

Возбуждение собаки, фото фотография собаки
Возбуждение собаки

Даже если первый раз собака промахнется, в следующий раз она постарается действовать быстрее.

Эту работу проводят в два этапа; сначала с поводком длиной 3 метра и двумя автомобильными камерами, а затем с большего расстояния - с поводком 10 метров и несколькими, закрепленными между собой камерами.

На начальном этапе я предпочитаю использовать ошейник, а не шлейку, потому что ошейник позволяет фигуранту точнее направить хватку собаки, а шлейка оставляет шею собаки слишком свободной и она делает хватку по своему усмотрению (не «по месту»).

Кроме того, я предпочитаю камеры эластичным поводкам потому, что камеры, прежде всего, прочнее и полностью не растягиваются, они только амортизируют рывок собаки настолько, насколько это необходимо.

2. Работа на коротком поводке с автомобильными камерами. На первых занятиях на собаку надевают кожаный ошейник, к которому пристегивают поводок длиной 3 метра. Поводок прикрепляют к двум связанным вместе автомобильным камерам, конец, которых привязывается к колышку.

Фигурант отмечает расстояние, на которое длина поводка позволяет собаке приблизиться к нему и сделать хватку. После этого фигурант приближается к собаке, поддразнивая ее, но так, чтобы успеть отступить в недосягаемую для собаки зону. Дрессировщик держит собаку за ошейник, направляя ее в сторону фигуранта и активно подбадривая. При этом он следит, чтобы лапы собаки не задевали ни поводок, ни камеру. (Для этого камеру лучше привязать выше линии спины собаки. - Прим. ред.). По сигналу фигуранта дрессировщик отпускает ошейник и продолжает подбадривать ее (важно не просто отпустить собаку, подталкивая ее вперед, а отпустить ее именно в тот момент, когда она достаточно возбудится. (Собаку следует выпускать по сигналу тренера, проводящего занятия. Прим. ред.).

В зависимости от ситуации фигурант выбирает место, по которому собака должна сделать хватку, для чего он поворачивается и подставляет ей правую или левую ногу. Поворот фигуранта приучает собаку к тому, чтобы делать хватку не по движущейся ноге, а выбирать ту, которая находится ближе к ней. Фигурант может увернуться от первой хватки, отступив назад в последний момент. Бросок собаки, таким образом, завершается впустую, при этом камеры амортизируют рывок поводка. После «неудавшейся» хватки дрессировщик постепенно отводит собаку назад, а фигурант тем временем поддерживает ее возбуждение. (Этот этап работы также полезен при обучении охране объекта).

Хватка при левом повороте (подобную же работу проводят справа), фото фотография
Хватка при левом повороте (подобную же работу проводят справа)

Упражнение повторяют. После поворота фигурант немного отступает в сторону (но достаточно быстро), чтобы побудить собаку броситься на него и схватить сбоку (в левую сторону - за левую ногу, в правую - за правую).

Фигурант (тренер, проводящий занятия) решает, сколько сделать «промашек» во время тренировки в зависимости от индивидуальных особенностей собаки. Обычно на две-три удачных хватки приходится одна «промашка». (Следует обратить внимание, что подобные рекомендации касаются, прежде всего, бельгийских овчарок. У собак других пород соотношение может быть иное. - Прим. ред.). Если собака «туго» воспринимает то, что от нее требуется, то проводят несколько неудачных хваток подряд. Но следует помнить, что слишком много неудачных попыток снижают мотивацию у собаки, и она может потерять интерес к занятиям. Можно получить противоположный желаемому результат: собака будет работать все хуже и хуже; вместо того, чтобы с каждым разом усиливать хватку, она будет выполнять ее все слабее.