ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2002 года N 931-ПП
О проекте закона города Москвы «О животных»

Рассмотрев проект закона города Москвы «О животных», Правительство Москвы
постановляет:

1. Одобрить проект закона города Москвы «О животных» (приложение).

2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в Московскую городскую Думу.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.

Приложение. Проект закона «О животных»

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 12 ноября 2002 года N 931-ПП

Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О животных

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при использовании животных, а также при их содержании, охране и обращении с ними, устанавливает нормы содержания и использования животных в городе и направлен на формирование основ государственной политики в области обращения с животными в городе Москве в соответствии с общепринятыми принципами и нормами гуманного отношения к животным.

Глава I. Общие положения (статьи 1 - 6)

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
дикие животные - животные, генофонд которых сформировался в естественных условиях и находится под прямым контролем естественного отбора;
животные-компаньоны - животные, к которым человек испытывает привязанность и которых содержит для удовлетворения потребности в общении;
безнадзорные животные - животные, имеющие собственника и временно выбывшие из его попечения, а также животные, собственник которых неизвестен;
бесхозяйные животные - животные, находящиеся на территории города, не имеющие собственника, либо животные, от права собственности на которых собственник отказался;
городские животные - животные, находящиеся в собственности города Москвы;
приюты для животных - организации любой организационно-правовой формы, осуществляющие кратковременное, длительное или пожизненное содержание животных;
опекун животного - лицо, добровольно взявшее на себя заботу о безнадзорной, бесхозяйной или городской, либо находящейся в муниципальной собственности собаке, кошке.

Статья 2. Правовое регулирование обращения с животными, их содержания и использования в городе Москве

Правовое регулирование обращения с животными, их содержания, охраны и использования на территории города Москвы осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Задачи законодательства города Москвы в области обращения с животными

Задачами законодательства города Москвы в области обращения с животными являются:
установление правил и норм надлежащего содержания, охраны и обращения с животными на территории города Москвы;
установление правил и норм поведения владельцев животных при нахождении с ними в общественных местах;
регламентация прав и обязанностей граждан и юридических лиц при обращении с животными, их содержании и использовании;
установление ответственности за правонарушения в области обращения с животными, их содержания, использования и охраны.

Статья 4. Право собственности и другие вещные права на животных

1. Животные на территории города Москвы могут находиться в частной собственности, в собственности Российской Федерации, в собственности города Москвы, в собственности муниципальных образований. От имени города Москвы права собственника, в пределах своей компетенции, осуществляет Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти.

2. Бесхозяйное и безнадзорное животное переходит в частную собственность, собственность Российской Федерации, в собственность города Москвы, а также в муниципальную собственность в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

3. В случае отказа органов местного самоуправления от приобретения в муниципальную собственность безнадзорного животного, животное поступает в собственность города Москвы.

4. Животное, поступившее в собственность города Москвы, находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственного городского приюта, либо в доверительном управлении коммерческого приюта, либо выпускается на территорию города.

Статья 5. Бремя содержания животного

1. Бремя содержания животного как имущества предполагает содержание и заботу о животном до момента его отчуждения или естественной кончины.

2. За животными, находящимся на территории города Москвы в свободном состоянии или под опекой граждан, осуществляется наблюдение (мониторинг) и регулирование численности в порядке, определяемом Правительством Москвы.

3. Наблюдение за животными, находящимися в собственности города Москвы, а также за бесхозяйными и безнадзорными животными до их закрепления за определенным собственником осуществляется в порядке, определяемом Правительством Москвы.

4. Наблюдение за животными, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Статья 6. Опека над животными

1. Опекун животного вправе добровольно осуществлять заботу о безнадзорной, бесхозяйной, а также находящейся в муниципальной или городской собственности собаке и/или кошке.

2. Порядок осуществления опеки за безнадзорными, бесхозяйными, а также находящимися в городской или муниципальной собственности собаками и кошками устанавливается Правительством Москвы.

3. Опекун животного вправе осуществлять его защиту и требовать соблюдения норм надлежащего обращения с животными от любых физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и местного самоуправления.

4. Опекун вправе в установленном гражданским законодательством порядке оформить право собственности на безнадзорную или бесхозяйную собаку и /или кошку и имеет преимущественное право приобретения указанного животного в собственность.

Глава II. Надлежащее обращение с животными и требования к их содержанию (статьи 7 - 19)

Статья 7. Общие требования к обращению с животными

1. При обращении с животными не допускаются:
нанесение побоев, увечий животным, истязание и иные действия, вызывающие у животных боль или иные страдания;
проведение без обезболивания ветеринарных и иных процедур на животных, которые могут вызвать у них боль и иные мучительные состояния;
разведение животных с наследственно закрепленными изменениями, несовместимыми с нормальной жизнедеятельностью животного данного вида;
использование инвентаря и иных приспособлений, которые могут травмировать животных;
принуждение животных к выполнению действий, приводящих к травмам, увечью или их гибели;
использование животных в качестве орудия совершения правонарушений;
использование животных в условиях, приводящих к потере ими здоровья;
разрушение мест обитания животных, влекущее их гибель;
разведение животных с наследственно закрепленной повышенной (не отвечающей видовым и породным характеристикам животных) агрессивностью;
натравливание одних животных на других;
разлучение моногамных животных, образовавших постоянные пары;
производство, демонстрация и распространение печатной и аудиовизуальной продукции, пропагандирующей жестокое обращение с животными;
любые формы сексуального насилия по отношению к животным;
другие действия, противоречащие принципам нравственности и гуманности в отношении животных.

2. При умерщвлении животного должны соблюдаться следующие требования:
умерщвление осуществляется только методами эвтаназии, исключающими применение электрического тока, болезненных инъекций, курареподобных препаратов, перегрева, остановки дыхания и иных методов, вызывающих у животных страдания, за исключением случаев необходимой обороны от нападающего животного, если жизнь или здоровье человека находится в опасности.

Статья 8. Общие требования к содержанию животных

1. При содержании животных необходимо обеспечивать им условия, соответствующие их биологическим и индивидуальным особенностям, а также удовлетворять их потребности в пище, воде, сне, движении, естественной активности.

2. Места содержания животных должны быть оснащены и оборудованы с учетом обеспечения им необходимого пространства, температурно-влажностного режима, естественной освещенности, вентиляции, защиты от вредных внешних воздействий, возможности контакта животного с природной средой.

3. Число животных, содержащихся в жилых помещениях, ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с требованиями настоящего закона и нормами общежития, при этом не должны нарушаться права граждан.

4. Не разрешается содержать животных в местах общего пользования коммунальных квартир, а также на балконах, лоджиях, других неприспособленных помещениях и сооружениях.

5. Содержание гражданами диких животных в жилых помещениях допускается в случае временного содержания спасенных, пострадавших животных, а также в случае передачи дикого животного на ответственное хранение и содержание.

В данном случае к обращению, содержанию, использованию диких животных, временно изъятых из среды обитания, применяются положения настоящей статьи.

6. Не допускается содержание животных в транспортных средствах.

7. Содержание гражданами диких животных допускается при уведомлении органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве. В течение трех месяцев с момента уведомления уполномоченный орган по охране окружающей среды города Москвы определяет дальнейшую судьбу дикого животного, временно изъятого из среды обитания.

8. Места содержания диких животных должны быть оборудованы средствами, предотвращающими возможность произвольного выхода животных.

9. При содержании животных необходимо учитывать их совместимость и иерархические отношения.

10. При содержании животных собственники (владельцы, пользователи) обязаны соблюдать ветеринарные, санитарные и зоогигиенические правила.

Статья 9. Обращение с животными-компаньонами

1. Собственник (владелец) животных-компаньонов обязан:
предотвращать причинение вреда животными-компаньонами человеку и (или) другим животным. Вред, причиненный гражданину или его имуществу, а также вред, причиненный имуществу юридического лица животным, подлежит возмещению в полном объеме собственником (владельцем) этого животного. Возмещение вреда не освобождает от административной ответственности за нарушение требований, предусмотренных настоящим Законом;
обеспечивать безопасность животных-компаньонов, в том числе вне жилых помещений;
принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства у животных-компаньонов посредством их временной изоляции, применения контрацептивных средств или стерилизации;
не допускать загрязнения мест общего пользования в жилых домах и в иных общественных местах животными-компаньонами. Загрязнения указанных мест собственники (владельцы), а также опекуны животных обязаны устранить.

Лицо, приобретающее собаку породы, требующей особых навыков обращения с ней, обязано пройти курс обучения правилам содержания, обращения и воспитания собаки соответствующей породы. Перечень пород собак, для содержания которых необходима специальная подготовка, а также порядок прохождения указанной подготовки устанавливается Правительством Москвы.

2. Не допускается:
использование животных-компаньонов для получения мяса и пушно-мехового сырья;
выгул животных-компаньонов малолетними, а также лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3. Запрещается оставлять животных-компаньонов без попечения.

4. В случае, если собственник (владелец) желает отказаться от права собственности на него, он обязан найти другого собственника либо передать животное в приют или в собственность города.

5. В случае внезапной смерти животного или подозрения на заболевание бешенством, другим инфекционным заболеванием собственник (владелец или опекун) животного в целях предотвращения распространения эпизоотий, эпидемий обязан немедленно сообщить об этом в государственную ветеринарную службу и до прибытия ветеринарных специалистов изолировать заболевшее животное (или труп животного).

6. При выгуливании собак должны соблюдаться следующие требования:
- выводить собак из жилых помещений (домов) разрешается только на поводке, длина которого позволяет контролировать поведение животного. На собак, представляющих угрозу для людей и животных, также должен надеваться намордник. Эти требования должны соблюдаться и при возращении с прогулки. Перечень пород собак для, которых эти требования обязательны, утверждается Правительством Москвы;
- выгуливать собак без поводка и намордника разрешается в специально отведенных для этой цели местах, определяемых органами местного самоуправления, а также при условии соблюдения мер, обеспечивающих безопасность людей и других животных;
- в общественном транспорте собака должна находиться на поводке и в наморднике; мелких животных перевозят в специальных контейнерах или сумках, корзинках;
- на дороге, тротуаре и при пересечении проезжей части дороги собаку необходимо брать на поводок;
- нахождение с собакой без поводка или намордника на рекреационных территориях, в том числе в парках, лесопарках, на бульварах допускается при условии соблюдения безопасности других животных и человека, а также установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов;
- запрещается выгуливать собак на детских площадках, на территориях детских дошкольных и школьных учреждений;
- в случаях загрязнения мест общего пользования (в том числе лестничных клеток, лифтов, подъездов, тротуаров, дорожек, территорий детских, спортивных площадок иных мест общего пользования) продуктами жизнедеятельности животных собственник (владелец или опекун) обязан обеспечить уборку.

Статья 10. Обращение с животными при использовании их в научных экспериментах, биологическом тестировании,учебном процессе, а также при получении биологических препаратов

1. Использование животных в научных экспериментах, биологическом тестировании, учебном процессе, а также при получении биологических препаратов (далее - экспериментальные животные) допускается только в случае, если отсутствует возможность заменить животных альтернативными моделями и объектами. Количество используемых экспериментальных животных должно быть минимальным.

2. Проведение на экспериментальных животных процедур независимо от их целей и видов животных, при которых возможно нанесение экспериментальным животным боли или иных страданий, осуществляется в условиях обязательного обезболивания.

3. При работе с экспериментальными животными не допускаются:
девокализация экспериментальных животных хирургическим путем (лишение животных возможности издавать звуки);
применение травматичных методов и приемов при взятии экспериментальных животных из мест их содержания (клеток, боксов, террариумов, аквариумов и других);
использование экспериментальных животных для демонстраций в учебных целях в случае, если для такой демонстрации могут быть использованы неживые объекты;
проведение экспериментов, приводящих к травмам, увечью или гибели экспериментальных животных, при участии учащихся и (или) в присутствии несовершеннолетних;
проведение на экспериментальных животных с высокоорганизованной центральной нервной системой (приматы, собаки, кошки, дельфины) процедур, приводящих к их травмам, увечью или гибели.

4. Уборка, захоронение или утилизация трупов экспериментальных животных могут проводиться только после того, как смерть каждого такого животного будет констатирована лицом, ответственным за работу с экспериментальным животным.

5. Проведение работ с экспериментальными животными допускается при наличии специально оборудованного для содержания экспериментальных животных помещения и помещения для проведения таких работ.

6. Лица, осуществляющие профессиональную деятельность с использованием экспериментальных животных, обязаны пройти специальную подготовку для работы с ними.

Статья 11. Обращение с животными при использовании их в зрелищных и спортивных мероприятиях, при организации развлечений и в служебных целях

1. Обращение с животными при использовании их в зрелищных, спортивных и иных мероприятиях, в телевизионных съемках, кино- и фотосъемках должно исключать причинение животным боли, травм, увечий, гибель животных.

2. При обучении (дрессировке) животных не допускаются:
применение жестоких методов укрощения и дрессировки животных (запугивание, удаление у животных зубов и когтей, иные жестокие действия);
использование животных, тяжело переносящих неволю, закрытые помещения, ограниченное пространство, дрессировку.

3. Запрещается проведение:
боев животных, в том числе с участием человека (коррида);
зрелищных мероприятий, включающих в себя травлю, преследование, умерщвление, наблюдение предсмертной агонии животных, использование для умерщвления животных других животных.

4. Лица, осуществляющие профессиональную деятельность с использованием животных в зрелищных и спортивных мероприятиях, при организации развлечений обязаны пройти специальную подготовку для работы с ними.

5. В целях обобщения информации о животных, находящихся на территории города Москвы, лица, использующие диких животных в зрелищных и спортивных мероприятиях, проходят процедуру учета указанных животных в органе исполнительной власти города Москвы, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.

6. При использовании животных в служебных целях применяются требования частей 2, 4, 5 настоящей статьи. Требования части 1 настоящей статьи применяются, исходя из принципа целесообразности служебного использования животного.

7. Собственник (владелец) животных, использование которых в зрелищных и спортивных мероприятиях, а также в служебных целях перестало быть возможным, обязан обеспечить указанным животным условия содержания в соответствии с требованиями настоящего закона до их естественной кончины или найти нового собственника (владельца).

Статья 12. Обращение с сельскохозяйственными, пушными и иными продуктивными животными

1. При получении продукции животного происхождения не допускается применение технологий, включающих в себя болезненные приемы.

2. При разведении животных с применением биотехнологических методов и методов генно-инженерной деятельности не допускается изменение природы и внешнего вида животных, если такое изменение может вызывать боль и иные страдания.

3. Условия предубойного содержания животных должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права и требованиям статьи 8 настоящего Закона.

4. Убой сельскохозяйственных животных в целях получения мясной продукции проводится методами обескровливания с обязательным предварительным оглушением и нарушением сердечной деятельности. Обескровливание осуществляется методами, обеспечивающими полное прекращение кровоснабжения головного мозга, и только в период, когда животное не вышло из состояния оглушения.

5. Лица, осуществляющие профессиональную деятельность с использованием сельскохозяйственных, пушных и иных продуктивных животных, обязаны пройти специальную подготовку для работы с ними.

Статья 13. Регулирование численности животных

1. Регулирование численности отдельных популяций диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы на территории Природного комплекса города Москвы, осуществляется методами, исключающими их умерщвление (за исключением случаев санитарно-эпидемиологических и зооветеринарных показаний), с учетом заключения научных организаций, решающих проблемы в данной области на территории города Москвы и Московской области, и по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Регулирование численности диких животных, обитающих вблизи жилья в условиях, возникших в результате деятельности человека, а также в жилищах (диких синантропных животных), осуществляется методами стерилизации или биологическими методами, при невозможности использования указанных методов - посредством умерщвления.

3. Регулирование численности безнадзорных, бесхозяйных, а также находящихся в собственности города Москвы или в собственности внутригородских муниципальных образований, собак и кошек осуществляется методами стерилизации.

4. Регулирование численности городских животных и животных, находящихся в муниципальной собственности, на территории города или ее части осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.

5. Отлов бесхозяйных, безнадзорных, городских и находящихся в муниципальной собственности животных осуществляется в целях их вакцинации, стерилизации, изоляции заболевших животных, передачи в собственность бесхозяйных животных. Отлов безнадзорных животных осуществляется в целях возврата собственнику (владельцу) либо передачи новому собственнику. Отловленные бесхозяйные животные переходят в собственность лиц в порядке, установленном гражданским законодательством. Отлов с целью умерщвления не допускается.

6. Отловленные бесхозяйные, безнадзорные, а также являющиеся собственностью города или собственностью внутригородских муниципальных образований, собаки и кошки не могут передаваться для использования в экспериментальных целях.

7. Запрещаются методы отлова с применением технических приспособлений и препаратов, травмирующих животных или опасных для их жизни и здоровья.

8. Средства для отлова животных должны соответствовать требованиям международных стандартов. Перечень средств отлова утверждается Правительством Москвы.

9. Отлов животных осуществляется в порядке, определяемом Правительством Москвы в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Статья 14. Оказание ветеринарной помощи животным

1. Собственники (владельцы) животных обязаны обеспечивать: профилактику особо опасных заболеваний животных и оказание больным животным квалифицированной ветеринарной помощи.

2. Ветеринарное обслуживание бесхозяйных, безнадзорных и городских животных проводится ветеринарными специалистами за счет бюджетных средств и включает в себя, в том числе, оказание неотложной помощи, стерилизацию и вакцинацию животных. Объем и порядок оказания такого рода услуг определяется Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

3. Ветеринарное обслуживание животных, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется за счет средств, выделенных из бюджета города органам местного самоуправления.

4. Вакцинация собак и кошек против бешенства, независимо от права собственности на них, осуществляется ветеринарными учреждениями любой организационно-правовой формы при наличии лицензии на лечебно - профилактическую деятельность.

Статья 15. Учет животных

1. С целью регулирования численности собак и кошек, а также проведения их вакцинации против бешенства, собаки и кошки, независимо от права собственности на них, подлежат учету.

2. При учете животного составляется описание его индивидуальных характеристик с целью последующей идентификации животного и ему присваивается идентификационный номер. Данные сведения с указанием места жительства собственника (владельца) животного заносятся в городской реестр по учету животных. На каждое животное заводится паспорт. Для бесхозяйных, безнадзорных, городских и находящихся в муниципальной собственности животных допускается вместо паспорта специальная карточка, в которую заносятся паспортные данные о животном.

3. В паспорт (специальную карточку) животного помимо данных, указанных в части 2 настоящей статьи, заносятся также сведения:
о собственнике (владельце) (фамилия, имя, отчество, место постоянного жительства, номер домашнего телефона). При постановке на учет безнадзорного, бесхозяйного животного - номера актов отлова и передачи в приют или стационар ветеринарного учреждения, их реквизиты; фамилия, имя, отчество лица, реквизиты организации, осуществившей отлов;
о породе животного (номер свидетельства о происхождении и реквизиты организации, выдавшей родословную, если такие данные имеются).

Паспорт выдается собственнику животного.

4. При постановке на учет собственник животного представляет документ, удостоверяющий личность.

5. Порядок оформления и выдачи паспорта животного определяется Правительством Москвы.

6. При учете животному наносится идентификационная метка. Вместо метки, по выбору собственника, допускается закрепление жетона на ошейнике.

7. Собственники (владельцы или опекуны) кошек и собак в случае смерти животных сообщают об этом в службу городского учета или в ветеринарное учреждение по месту жительства.

8. При передаче животного другому собственнику (владельцу) на него оформляется паспорт, который передается новому собственнику (владельцу) животного.

9. Учет, кадастр и мониторинг диких животных, в том числе редких и исчезающих видов, используемых в коммерческих целях, а также мест их обитания, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

10. Орган, уполномоченный осуществлять учет животных на территории города Москвы, определяется Правительством Москвы.

11. Учет животных осуществляется за счет бюджетных средств города Москвы, а также средств, поступающих от юридических и физических лиц, пожертвований общественных организаций, фондов и др.

Статья 16. Приюты для животных

1. Для содержания найденных, отловленных, а также изъятых, конфискованных или иным образом отчужденных животных создаются приюты.

2. Организация и функционирование государственных приютов города Москвы финансируется за счет бюджетных средств города Москвы, благотворительных взносов, пожертвований частных лиц и организаций любой организационно-правовой формы и иных средств.

3. Органы государственной власти и местного самоуправления организуют приюты для животных, а также содействуют организации приютов физическими и юридическими лицами.

4. Приюты вправе предоставлять платные услуги гражданам по содержанию животных.

5. Животные, поступившие в приют, обеспечиваются условиями содержания в соответствии с требованиями настоящего Закона. Контроль за соблюдением требований настоящего Закона в приюте осуществляется уполномоченным органом Правительства Москвы в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и специально уполномоченным органом Правительства Москвы в области государственного экологического контроля в пределах их компетенции.

6. В случае возврата животного собственнику приют имеет право на возмещение собственником расходов по содержанию животного в приюте.

Статья 17. Торговля

1. Торговля животными допускается через специализированные магазины или в специально отведенных для этой цели местах (на специализированных рынках) в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

2. При продаже животного - компаньона по требованию покупателя продавец обязан предоставить ветеринарное свидетельство или ветеринарную справку о состоянии здоровья животного, а также паспорт животного.

3. Специализированные магазины и рынки, осуществляющие торговлю животными, обязаны иметь ветеринарного специалиста. Продажа животных без удостоверения состояния их здоровья ветеринарным врачом не допускается.

4. Не допускается продажа животных, подлежащих учету, без паспорта животного, за исключением щенков и котят в возрасте до шести месяцев.

5. Оборот диких, в том числе редких и исчезающих видов животных, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 18. Транспортировка животных

1. На территории города Москвы разрешается провозить животных на общественном транспорте при условии обеспечения безопасности людей, а также, если это не препятствует пользованию транспортом людьми.

2. Предназначенные для перевозки животных транспортные средства должны быть специально оборудованы, чтобы исключить травмы, увечья или гибель животных.

3. При транспортировке животных должны удовлетворяться их потребности в пище и воде, а также должна быть обеспечена защита животных от вредных внешних воздействий.

4. При транспортировке животных не допускается причинение им травм, увечий, иных страданий.

5. При пользовании эскалатором собственник (владелец) обязан обеспечить безопасность животного и не допустить попадания животного в гребенку эскалатора.

Статья 19. Захоронение или утилизация животных

1. Граждане и организации имеют право на услуги по захоронению трупов принадлежащих им животных.

2. Захоронение умерших животных производится в порядке, установленном Правительством Москвы в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в специально отведенных местах.

3. При отказе собственника (владельца или опекуна) от захоронения умершего животного, трупы животных подлежат утилизации в порядке, установленном Правительством Москвы.

4. Порядок сбора, обезвреживания и утилизации трупов безнадзорных, бесхозяйных, городских и находящихся в муниципальной собственности животных определяется Правительством Москвы.

Глава III. Охрана диких животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения (статья 20)

Статья 20. Охрана диких животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения

1. В целях реализации требований федерального законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания осуществляется разработка и реализация городских целевых программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану диких животных, находящихся на территории города Москвы. Городские целевые программы разрабатываются и реализуются в порядке, определяемом Законом города Москвы «О государственных целевых программах в городе Москве».

2. Охрана среды обитания диких животных в Природном комплексе города Москвы осуществляется в порядке, определяемом Правительством Москвы в соответствии с Федеральным законом «О животном мире».

3. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных, не занесенные в Красную книгу Российской Федерации, заносятся в Красную книгу города Москвы.

4. Порядок изъятия из Природного комплекса города Москвы диких животных, в том числе относящихся к редким и исчезающим видам, а также их возвращения в среду обитания, определяется Правительством Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации о животном мире.

5. Порядок и правила отлова, задержания и определения на ответственное хранение и содержание диких животных, оказавшихся в экстремальной ситуации, определяется Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

6. Органы исполнительной власти и местного самоуправления города Москвы обязаны создавать необходимые условия для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, а также мест их обитания.

7. Юридические лица и граждане - владельцы (пользователи) территорий (акваторий), которые являются местом обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, обязаны осуществлять меры по сохранению животных и мест их обитания.

Глава IV. Государственное управление в области обращения с животными (статьи 21 - 25)

Статья 21. Государственное управление в области обращения с животными

1. Государственное управление в области обращения с животными, их содержания, использования и охраны на территории города Москвы осуществляется Московской городской Думой, Правительством Москвы, уполномоченными органами Правительства Москвы и их должностными лицами в соответствии с их компетенцией.

2. Органы местного самоуправления вправе осуществлять управление в области обращения с животными, их содержания, использования и охраны в соответствии с их компетенцией на территориях внутригородских муниципальных образований г. Москвы.

Статья 22. Финансирование деятельности в области обращения с животными

1. Финансирование деятельности в области обращения с безнадзорными, бесхозяйными, а также находящимися в собственности города Москвы животными, осуществляется из средств городского бюджета, а также средств, поступающих от юридических и физических лиц, пожертвований общественных и других организаций.

2. Финансирование деятельности в области обращения с животными, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется за счет бюджетов внутригородских муниципальных образований города Москвы, а также средств, поступающих от юридических и физических лиц.

Статья 23. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с животными

1. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с животными осуществляется в рамках их компетенции:
- уполномоченным органом Правительства Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;
- специально уполномоченным органом Правительства Москвы в области государственного экологического контроля;
- органами внутренних дел;
- органами государственного ветеринарного надзора;
- органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- иными уполномоченными органами в соответствии с федеральным законодательством.

2. Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона, при осуществлении своих полномочий имеют право:
посещать в установленном порядке места содержания и использования животных на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, с целью обследования условий содержания и использования животных, привлекать для таких обследований граждан и представителей общественных объединений;
проверять документы на право осуществления деятельности с использованием животных;
составлять акты, протоколы по результатам проверки;
выдавать предписания и проверять их исполнение;
получать полную и достоверную информацию, касающуюся содержания, использования и обращения с животными;
принимать участие в осуществлении органами внутренних дел административного задержания лиц, подозреваемых в жестоком обращении с животными;
привлекать виновных лиц к административной ответственности в установленном порядке.

Статья 24. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с животными

1. Граждане и общественные объединения вправе участвовать в подготовке решений органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам надлежащего обращения с животными и их содержания.

2. Общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона осуществляется общественными объединениями и гражданами в установленном порядке.

3. Гражданам, выполняющим функции общественных инспекторов, выдается удостоверение установленного образца. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы с общественными объединениями, гражданами, общественными инспекторами определяется Правительством Москвы в соответствии с федеральными и городскими правовыми актами.

4. При осуществлении общественного контроля общественные инспектора имеют право:
получать в установленном порядке от юридических и физических лиц информацию, касающуюся содержания и использования животных;
при выявлении фактов ненадлежащего обращения с животными обращаться за содействием в соответствующие органы исполнительной власти, в том числе в органы внутренних дел;
принимать участие в составлении должностными лицами актов о фактах нарушения законодательства в области обращения с животными.

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты животных

1. Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную ответственность в соответствии с настоящим Законом, а также гражданскую и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Глава V. Административные правонарушения в области обращения с животными в городе Москве (статьи 26 - 40)

Статья 26. Нарушение требований надлежащего обращения с животными

1. Нарушение требований надлежащего обращения с животными, либо нарушение требований по их содержанию - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. То же нарушение, совершенное повторно - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от пятнадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от ста пятидесяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

3. Нарушение требований надлежащего обращения с животными компаньонами - влечет предупреждение или наложение административного штрафа
на граждан в размере от одного до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 27. Нарушение методов регулирования численности животных

Нарушение методов регулирования численности животных и (или) порядка их отлова - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 28. Нарушение требований по обращению с животными при использовании их в научных экспериментах, биологическом тестировании,учебном процессе

1. Нарушение требований по обращению с животными при использовании их в научных экспериментах, биологическом тестировании, учебном процессе, а также при получении биологических препаратов - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от двадцати пяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. То же нарушение, совершенное повторно - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 29. Нарушение требований по обращению с животными при использовании их в зрелищных и спортивных мероприятиях

Нарушение требований по обращению с животными при использовании их в зрелищных и спортивных мероприятиях - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 30. Нарушение требований по обращению с сельскохозяйственными, пушными и иными продуктивными животными

1. Нарушение требований по обращению с сельскохозяйственными, пушными и иными продуктивными животными - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. То же нарушение, совершенное повторно - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от двадцати пяти до сорока минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 31. Нарушение требований к коммерческому использованию животных

Нарушение требований к коммерческому использованию животных или к торговле животными - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 32. Ответственность за нарушение требований к транспортировке животных

Нарушение требований к транспортировке животных - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 33. Ответственность за нарушение порядка захоронения животных

Нарушение порядка захоронения животных - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 34. Ответственность за нарушение порядка сохранения мест обитания диких животных в Природном комплексе города Москвы

1. Нарушение порядка сохранения мест обитания диких животных в Природном комплексе города Москвы - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одного до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. То же нарушение, совершенное повторно - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от двадцати пяти до тридцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 35. Ответственность за нарушение порядка изъятия из Природного комплекса города Москвы диких животных и возвращения их в среду обитания

1. Нарушение порядка изъятия из Природного комплекса города Москвы диких животных и (или) возвращения их в среду обитания влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. То же нарушение, совершенное повторно - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от пятнадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Нарушение порядка изъятия из Природного комплекса города Москвы диких животных, относящихся к редким и исчезающим видам, и (или) возвращения их в среду обитания - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, а также обязанность возместить нанесенный ущерб.

Статья 36. Ответственность за нарушение порядка и правил отлова, задержания и определения на ответственное хранение диких животных,оказавшихся в экстремальной ситуации

Нарушение порядка и (или) правил отлова, задержания и определения на ответственное хранение и содержание диких животных, оказавшихся в экстремальной ситуации - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от двадцати пяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 37. Подведомственность дел об административных правонарушениях в области обращения с животными

Дела об административных правонарушениях в области обращения с животными, предусмотренные настоящим Законом, рассматривают в пределах своей компетенции:
мировые судьи - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 26-36 настоящего Закона;
административные комиссии районов города Москвы - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 26-36 настоящего Закона, размер штрафа по которым составляет от двадцати пяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
органы внутренних дел г. Москвы ( милиция) - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 26, 29, 30, 31, 32, 33, 34 настоящего Закона, при размере штрафа, не превышающем двадцать пять минимальных размеров оплаты труда;
уполномоченный орган Правительства Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - дела об административных правонарушениях , предусмотренных статьями 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33 настоящего Закона, при размере штрафа, не превышающем двадцать пять минимальных размеров оплаты труда;
специально уполномоченный орган Правительства Москвы в области государственного экологического контроля - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 36 настоящего Закона, при размере штрафа, не превышающем двадцать пять минимальных размеров оплаты труда.

Статья 38. Полномочия должностных лиц

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в статье 37 настоящего Закона, вправе:
- должностные лица органов внутренних дел в пределах их компетенции. Наложение административных взысканий по данным делам производится начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями.
- должностные лица уполномоченного органа Правительства Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в соответствии с их компетенцией;
- должностные лица специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области государственного экологического контроля в соответствии с их компетенцией.

Статья 39. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в области обращения с животными в городе Москве

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьями 37 и 38 настоящего Закона.

2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять специалисты по фауне префектур административных округов города Москвы; инспекторы по фауне внутригородских муниципальных образований.

3. Суммы административных штрафов перечисляются в бюджет города Москвы в полном объеме.

Статья 40. Изъятие животных в случаях использования их в качестве предмета или орудия совершения правонарушения

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях животные могут быть изъяты у собственника (владельца) уполномоченными на то органами государственной власти в порядке обеспечения производства по делу об административном правонарушении в случае использования их в качестве предмета или орудия совершения административного правонарушения. Изъятые животные помещаются в приют для животных либо передаются на ответственное содержание до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Глава VI. Заключительные и переходные положения (статья 41)

Статья 41. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу в порядке, установленном Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы».

2. До вступления в силу законодательства города Москвы о разграничении собственности в городе Москве на государственную и муниципальную часть 6 статьи 4 настоящего Закона не применяется.

Применяется следующее положение: безнадзорные животные становятся собственностью города Москвы по истечении шести месяцев с момента их отлова или заявления об их задержании, если собственник животного не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на него, а также, если лицо, у которого задержанное (отловленное) животное находится на содержании или в пользовании, откажется от приобретения права собственности на него.

3. Животное, поступившее в собственность города Москвы, находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственного городского приюта, либо в доверительном управлении частного приюта.

4. Собственники (владельцы) животных проходят процедуру учета своих животных в течение двух лет с момента вступления настоящего Закона в силу.

Часть 2 статьи 21, часть 2 статьи 22 вступают в силу с момента введения в действие Закона города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве».

6. Предложить Мэру и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

7. С момента вступления настоящего Закона в действие признать утратившими силу:

- Закон города Москвы «О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных» и «Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве» от 24 апреля 1996 года N 12;

- Закон города Москвы «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 24 апреля 1996 года N 12 «О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и «Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве».