Биологи выяснили, что наблюдение за общением между двумя взрослыми людьми заметно ускоряет обучение ребенка. К такому выводу они пришли в процессе наблюдения за обучением птенцов пению.

Певчие птицы - редкий пример животных, обладающих сложной системой коммуникации за счет звуков. Именно этим объясняется интерес зоологов из Вашингтонского университета к процессу обучения птиц пению.

В своем исследовании экспериментаторы вели наблюдения за певчими овсянками (Melospiza melodia). Эта небольшая птичка проживает по всей территории США, и найти ее большой проблемы для зоологов не составило.

певчая овсянка (Melospiza melodia), фото фотография птицы

Ученые записывали трели птиц и потом проводили опыт - проигрывали записи через один или два динамика, наблюдая из укрытия за реакцией подрастающих птенцов. Кристофер Темплетон, один из авторов опубликованного в журнале Proceedings of the Royal Society исследования, так описывает в пресс-релизе свои впечатления: «Мы обнаружили, что птенцы активнее подлетают к тем динамикам, из которых раздаются голоса двух взрослых птиц, а не просто одиночная трель».

Иными словами, когда вслед за трелью из динамика доносилась другая, слышимая со стороны, интерес подрастающего поколения к «разговору» заметно возрастал.

До этого исследователи той же группы проводили и другой эксперимент, в ходе которого было показано, что репертуар птенцов, занятых подслушиванием взрослых переговоров, пополняется быстрее, чем у их собратьев, которые слушают одного родителя. Видимо, именно то, что отдельные трели выстраиваются в диалог, является ключевым моментом в обучении если не языку (все-таки переносить на людей результаты исследования следует осторожно), то некоторой сложной системе звуковой коммуникации.

Алексей Тимошенко
Источник: http://www.gzt.ru/, 22.10.2009