За последние десять лет накопилось множество свидетельств в пользу того, что животные - от актиний до собак - обладают собственной индивидуальностью, которая сохраняется у них в течение всей жизни. Как бы ни менялись условия среды вокруг, одни особи остаются, например, более активными и демонстрируют явную исследовательскую жилку, тогда как другие «по жизни» стараются не слишком высовываться и активничать. Но есть ряд животных, которые претерпевают сильные физические изменения - например, лягушки и жабы - с их превращением из головастика во взрослое животное или насекомые - с их невероятным метаморфозом. Тут меняется всё: и внешний облик, и среда обитания, и стратегии выживания, не говоря уже о том, что теперь животное может размножаться.

Естественно было бы предположить, что в случае таких организмов индивидуальность всё же меняется. Например, гусеница самоотверженно ищет пищу - гораздо активнее, чем бабочка, которая больше принимает в расчёт угрозу хищника. Очевидно, что такие разные типы поведения предполагают и разную индивидуальность. Однако эксперименты зоологов из Института экологии пресноводных водоёмов и рыболовства Общества имени Лейбница (ФРГ) позволяют сделать иной вывод.

Камышовая жаба (Bufo calamita), фото фотография амфибии
Камышовая жаба (Bufo calamita)

Учёные работали с лягушками и головастиками, и главной проблемой, по их словам, было найти адекватный поведенческий тест, который подходил бы обеим жизненным формам. Сначала зоологи проверяли исследовательские наклонности животных. Было поймано несколько десятков головастиков; их сажали в новый аквариум и смотрели, как далеко каждый из них заплывёт в новом, непривычном окружении. После чего учёные ждали, когда головастики превратятся во взрослых лягушек, и повторяли эксперимент. Другой тест позволял оценить активность животных: исследователи измеряли, сколько времени головастики и лягушки проводят в движении.

В целом, по словам учёных, индивидуальные черты вроде склонности к исследованию незнакомой территории и общая активность сохранялись у амфибий и после метаморфоза. Впрочем, были и различия: когда исследователи имитировали нападение хищника, часть головастиков замирала на месте, однако после превращения во взрослых лягушек эти же индивидуумы активно удирали от опасности.

Хотя некоторые различия в характере между головастиком и взрослой амфибией всё же есть, они не соответствуют масштабам изменений во внешнем облике, среде обитания и т. д. Это, естественно, ещё раз даёт повод задуматься, от чего зависит индивидуальность, какие внешние и внутренние факторы оказываются для неё значимыми. Вопрос имеет далеко не только зоологическое значение. Говоря об индивидуальности, мы имеем в виду человека, а не животных, однако и мы с вами меняемся со временем, пусть и не столь эффектно: мы взрослеем, проходим период полового созревания, стареем, наконец. Было бы интересно проследить превращения индивидуальности у насекомых, которые в своём развитии претерпевают ещё более глобальные изменения, чем амфибии.

Кирилл Стасевич
Источник: http://science.compulenta.ru/